Подполковник спецслужб рассказал о «гнилой селедке» пропаганды

Андрей Масалович: «Агитация во время противостояния не менее важна, чем боевая техника»

«Как они бесчеловечны!» – по легенде воскликнул Геббельс, прочитав британские методички по расчеловечению противника, написанные в годы Первой мировой войны. То, что после министр пропаганды Третьего рейха начал действовать по тем же самым правилам и даже привнес в них дополнения, общественность узнала вскоре после начала Второй мировой. Методы «Гнилая селедка», «Перевернутая пирамида» и «Великая ложь» применяются и сегодня. Специалист по кибербезопасности, кандидат физико-математических наук, подполковник спецслужб Андрей Масалович рассказал о них подробно.

Андрей Масалович: «Агитация во время противостояния не менее важна, чем боевая техника»
Андрей Масалович.

История создания пропагандистской науки, то есть науки профессионального «промывания мозгов» потенциального противника и мирной общественности начинается с 1914 года. Первыми на то, что врага легче сломить, воздействуя на его сознание, обратили внимание британцы. «Зачем вам идти в бой, где вы все равно погибнете?», «Расходитесь по домам!», – «пели» они врагам перед генеральными сражениями.

- У пехотинцев того времени, действительно, шансы выжить в кровопролитной битве стремились к нулю, - говорит Андрей Игоревич. – Поскольку легких танков к тому времени еще не придумали, солдаты оставались один на один с пулеметами, минами и впервые опробованным тогда химическим оружием. В этих условиях пропаганда делала свое дело: не слишком образованные, внушаемые молодые люди теряли боевой дух и отказывались воевать.

Таким образом было доказано, что агитация во время войны не менее важна, чем боевая техника. При этом обходится она гораздо дешевле. Позже англичане создали полноценные методички, как «промывать» мозги в зависимости от ситуации.

Как Левитан вытеснил Геббельса

– Геббельс направлял немцев на мирных советских граждан. Как можно было настроить солдат на истребление мирного народа по национальному признаку?

- Мозг человека за 40 тысяч лет эволюции серьезно так и не поменялся. Примерно 1,5 тысячи лет назад в нем нашли набор «уязвимостей» — гнев, страх, гордыню, зависть, уныние... Потом доказали, что одна из самых опасных «уязвимостей», превращающая человека в злодея – гордыня. Ею и воспользовались политики фашистской Германии при создании верных псов Третьего рейха, – объявили мелких лавочников потомками великих арийцев. Лобовая пропаганда сработала. Почти вся Восточная Европа, чьи народы не имели сильной идеологии, быстро пала. Но с русскими этот фокус не прошел, – Гитлер встретил на нашей земле ожесточенное сопротивление. И тогда фашисты снова решили поиграть на гордыне. Только на этот раз они изменили тактику: не объединяли при помощи нее людей, а, наоборот, пытались внести раскол в стан врага.

Так, например, украинцам, проживающим на западе советской республики (их области позже других вошли в состав Советского Союза) внушалось, что они более передовые, достойные лучшей жизни и прочая. В итоге масса народа, не будучи изначально фашистски настроенной, возгордилась и стала отделять себя от остальных украинцев, от русских, белорусов, татар. По такому же принципу формировались и отряды предателей-власовцев среди русских.

– Как технически проводилось насаждение «великих» идей?

– В западных областях страны с населением активно работали шпионы и наемники-провокаторы. В ход также шли листовки, а для более цивилизованных слоев населения – радиопередачи на УКВ-волнах. 

– Советские спецслужбы как-то могли противостоять этому?

– Конечно. Работали бригады СМЕРША – контрразведывательных организаций, велись перехваты радиотрансляций. Одна из самых красивых побед СССР на этом фронте произошла в 1941 году. Наши сумели создать механизм, который позволял «цепляться» за частоту, на которой вещали немцы, и, заглушив их, передавать свою информацию. Представьте себе картину: Геббельс говорит какую-то мотивационную речь по берлинскому радио, потом замолкает, и вместо него раздается голос Левитана, который на чистом немецком обращается к жителям Германии со словами: «Уважаемые граждане Германии, за те несколько минут, в течение которых ваш замфюрера говорил речь, в нашей стране от рук ваших солдат погибли сотни мирных жителей!». Это было очень красиво сделано. Случай вошел в историю, как первая психологическая атака русских времен Второй мировой войны.

С крысами надо обращаться демократично

– Неужели человек обречен все время действовать с позиции силы?

- Увы. Все разговоры про мир разбиваются, как только одна сторона начинает чувствовать свою превосходящую силу. Демократия в современном мире основывается вовсе не на гуманизме, а на понимании власти необходимости  самосохранения. 

Когда-то власть поняла, что разозленный народ, объединенный в порыве ненависти, может снести ее за один день. Этот принцип работает так же, как и при поведении человека с полчищем крыс, которые окружают его дом. Злить их ни в коем случае нельзя. Даже если человек возьмет палку и прихлопнет первых двух-трех, вставших у него на пути, остальные сразу накинутся и сожрут его самого. Выход – в обмане и разделении стаи крыс. В случае с народонаселением страны – это деление на множество самых различных партий, на красных, зеленых, голубых, – кого угодно. Лишь бы они не были собраны в единый кулак.

По такому же принципу страна-агрессор может действовать и в отношении другой сильной страны: сначала внести раздор внутрь, чтобы ослабить, разделить на кланы, а потом использовать гражданскую смуту в своих интересах.

В мире было много попыток не допускать права сильного при помощи международных договоров. Но, смотрите, как только у американцев в 1945-м году появилась атомная бомба, они сбросили ее, используя это мнимое «право сильного», на Японию. А ведь незадолго до этого отдавший приказ президент Гарри Трумен провозглашал США «разносчиком демократии» и был против использования ядерного оружия... Но как только ему сказали, что в противном случае война с непокорной Японией, которая отказывалась подписать акт капитуляции, затянется надолго, и это существенно скажется на его рейтинге, президент согласился.

Создание еще более мощной бомбы советскими учеными на долгие годы отбило у США желание бряцать своим оружием, по крайней мере у наших границ.

– До тех пор, пока не был развален СССР?

– Да. В 1999-м Штаты вторглись в Югославию, разделив ее в итоге на Сербию и Косово. Затем последовали Ирак, Ливия, Сирия... До американского вторжения это все были довольно процветающие страны. Целью нападения со стороны США было как раз их ослабление. То есть, шло банальное разбирательство по праву сильного.

– То, что происходит сейчас на Украине, многие тоже называют делом рук американского правительства.

– Это так. И в данном случае его цель — ослабить два братских народа – россиян и украинцев. Чтобы посеять между нами вражду, в ход идут не только пушки, но и информационные вбросы, фейки, и активная пропаганда, рассчитанная на обработку украинцев и той части россиян, которые сомневаются в правильности выбора стратегии российского правительства. О том, что украинская власть действует по указке западных «преподавателей», сомневаться не приходится.

Инструментарий для борьбы с инакомыслящими

– Можете привести примеры методов, используемых сейчас на Украине?

- Мир, который для многих, к сожалению, ограничивается виртуальным аналогом, можно «лепить», как угодно. Людям, ссылаясь на мнение «большинства» из интернета, можно внушить, что угодно. Это прием под названием «Квантор общности» работает на эффекте присоединения. Например, сейчас я знаю людей, которые говорят: «Весь мир ополчился против России». На самом деле, если взглянуть на карту мира, выяснится что против нас ополчился сектор, составляющий менее миллиарда человек, а шесть миллиардов поддерживают.

Перевернутый флаг Украины (в левом нижнем углу) на рукаве одного из охранников Зеленского во время визита в Бучу

Второй прием называется «Гнилая селедка». Он гласит: если мне мешает какой-то человек, надо «запустить» про него абсолютную чушь. Не важно что, главное, чтобы вокруг него родилось обсуждение, чтобы нашлись те, кто поддерживает тему.

От нынешнего президента Украины мы слышим в адрес несогласных с его режимом: «Не все представители людей — люди, есть особи, я так считаю». Вообще, этот прием можно встретить и в наших соцсетях, где развернулось противостояние мнений по поводу проводимой спецоперации: на людей, которые выражают иное мнение, тут же стараются навесить ярлык нелюдей, убийц детей (хорошо еще, что не людоедов), людей с пещерным мышлением. Человек, подвергшийся такому шельмованию, ничего и сделать-то не может, ему просто нечего опровергать. Но в глазах большинства он –  злодей, значит, цель пропаганды достигнута.

Третий прием — «Перевернутая пирамида». Это чисто технический прием подачи новостей. Сначала — главное, потом – яркие цитаты, а обсуждение и выводы – в самом конце. Учитывая то, что большинство читателей с клиповым мышлением дальше красивого заголовка (ну максимум, второго абзаца) не читает, – это очень хороший способ сообщить ему какую угодно чепуху.

Четвертый прием военной пропаганды называется «40 на 60». Когда заранее скупается оппозиционный канал, и его продолжают первое время вести как оппозиционный. Потихоньку, приучив читателей к своей «честности и неподкупности», заметки, в которых раньше было почти 100 процентов против власти, переводятся в режим «60 на 40» — чтобы 60 процентов было по прежнему оппозиционным, но уже 40 процентов – за себя. Спустя еще какое-то время поток новостей переводится в режим «40 на 60».

И наконец, пятый прием, самый распространенный, - «Великая ложь». Когда «лепишь» что-то настолько чудовищное, что у человека складывается первое впечатление, что все от начала до конца – бред, что это просто не может быть правдой! Большая ложь базируется на эмоциональной травме, которая на некоторое время отключает здравомыслие и вызывает желание с кем-то поделиться. Такая новость разлетается в считанные минуты. 

Помните, как всех шокировало «убийство российскими солдатами» мирных жителей в Буче? И ничего, что потом эту постановку украинских властей неоднократно опровергли, – большинство не заморочилось проверкой подлинности информации.

«Великая ложь» сработала в нужный момент, – Буча нужна была перед выступлением Зеленского в парламентах сразу двух стран.

– Зеленского консультируют западные инструкторы по информационным войнам?

– Они, похоже, всегда находятся рядом с ним. Если вы посмотрите кадры его приезда в Бучу, на них видно, что на рукаве сопровождающего его охранника пришит флаг Украины... вверх ногами. Все сошлись в итоге на том, что рядом с Зеленским был куратор, потому что в определенный момент на видео слышно, как он говорит президенту Украины на чистом английском: «Stay here (Встань здесь)». То есть, получается, Зеленского водят за ручку, говорят: встань тут, встань там, улыбнись, – чисто режиссерская работа?

Кстати, вот вам реальный случай, один в один напоминающий Бучу, только времен Великой Отечественной. Заканчивалась война, русские войска заходили в местечко Неммерсдорф (ныне Маяковское Калининградской области). Возле деревушки по ним «работал» последний немецкий дзот. Разбомбив его, наши солдаты вывели наверх из убежища, которое было оборудовано под дзотом, 11 местных жителей. Спустя день наши ушли из этого места, опасаясь, что попадут в кольцо. 

Немцы действительно вошли в Неммерсдорф и, спустя 3-4 дня, пригласили туда кучу журналистов из разных стран: «Мы вам покажем зверства русских». Оказалось, что все, кто был в убежище, были расстреляны, но вместо одиннадцати человек на поле лежали уже 62 изнасилованные и убитые женщины. Откуда взялись они, если по воспоминаниям единственной выжившей в том местечке женщины к приходу военных в селе было только 11 жителей? Но журналисты это «съели» и стали писать, что «русские – звери».

Зерна логики

– Почему одни покупаются на лживую пропаганду, яркие фейки, а другие нет? Что у вторых «не так» с головой?

- Как мы знаем, 40 тысяч лет назад Создатель вдохнул в нас сознание. У обезьяны до этого момента было предикативное, природное мышление, которое опиралось на яркие внешние признаки. Мелькнуло в траве что-то полосатое, – значит, это тигр, — убегаем, что-то округлое соблазнительное, значит, самка, – догоняем, желтое в листве, – значит, бананы, — прыгаем и едим...

Так, к сожалению, происходит и в головах у некоторых наших современников: по телевизору сказали, что жителей Бучи постреляли российские войска, да еще картинку шокирующую показали, – значит, так оно и есть.

Но зачем нашим так подставлять себя перед отходом? Выгодно ли было расстреливать своих сторонников с белыми повязками на рукавах? Ведь это напрямую било бы по их имиджу освободителей Украины от фашизма.

– Так почему же одни задумываются, а другие сразу принимают все на веру?

– В советской образовательной программе в районе 3-4 класса было несколько уроков по математической логике (сейчас она почему-то исключена из общего курса). Если школьник внимательно слушал те уроки, у него формировалось понятие о логических связях, если нет, – увы. Новое знание рождается у нас за счет логики. 

- Но как обычному человеку отличить, фейк нам предлагают или не фейк?

- Обычным людям, далеким от профессиональных информационных технологий, могу подсказать три шага, – что делать, если вы видите ужасную новость, картинку, которая вас зацепила за живое. Шаг первый: сбейте наведенную эмоцию, – садитесь и смотрите, например, от начала до конца мультфильм «Паровозик из Ромашково», он добрый, возвращает душевный покой. Шаг второй: постарайтесь в течение суток не писать комментарии и не делать репосты чужих новостей. Шаг третий: введите суточный мораторий на просмотр новостей в интернете. После, когда вы вернетесь в информационное пространство, вы либо поймете, что новость, задевшая вас, оказалась фейком, и все про нее уже забыли, что бывает чаще всего, либо есть подтверждения и представлена работа аналитиков по данному вопросу.

Вообще, у фейка есть свои характерные черты: фейк, как правило, делается к какому-то событию. Второй признак: на месте события всегда очень быстро оказывается толпа журналистов, причем иностранных. Третий признак – используется особая технология сверхбыстрого продвижения новости по всем новостным каналам.

Наш набор приемов

– У нас ведь также должен быть богатый набор своих приемов для пропаганды нашего мировоззрения...

– В нашей стране сразу после войны, когда началась эпоха железного занавеса, на военных кафедрах появились спецкурсы по пропаганде. Причем, главным отличием нашей пропаганды была ее культурная направленность. Почти все известные произведения военных лет, которые изучались в школах, по которым снимались фильмы, были написаны людьми, которые знали о войне не понаслышке. Подозреваю, что вы не сможете показать на карте озеро Хасан и не сможете вспомнить с каким событием оно связано.

– Не могу, каюсь.

- А песни «Три танкиста», «Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин» слышали? Фильм «Трактористы» смотрели? Это все было написано после реального приграничного инцидента на небольшом озере Хасан на юге Приморского края. Один приграничный инцидент и три (!) бессмертных произведения. Вот, в чем особенность отечественной пропаганды. Культурные пропагандисты нас скрепляли.

Но кроме культурной пропаганды нам нужна была и тонкая работа военных журналистов. Военные журналисты стремились на самые опасные участки фронта, потому что после они могли создавать самые яркие патриотические произведения про Александра Матросова, про генерала Карбышева и многие другие.

– Как идет подобная работа сейчас?

– У нас по-прежнему свой стиль. Мы не придумываем фейки, это не в наших традициях. Наша пропаганда во время боевых действий прямая: «Наше дело правое, враг будет разбит».

Считаю, надо активно раскручивать реальные истории, к примеру, про ту же бабушку из украинской деревни с красным флагом. Вы понимаете, она от еды отказалась из-за оскорбления нашего флага! А слышали вы про парня-разведчика, который с одним пистолетом Макарова танк захватил? Да его обращение к танкисту: «Коля, ты что ли? А где Женя?», –  бесподобно. Вот про что фильмы надо снимать сейчас.

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру