Взвешена вероятность исключения Турции из НАТО

Эрдоган решает проблему будущего президентства за счет Финляндии и Швеции

На фоне состоявшейся 18 мая совместной подачи заявок Финляндии и Швеции на вступление в НАТО появилась ясность и относительно позиции Турции. Президент Турции Эрдоган выступил категорически против вхождения двух стран в альянс, но в Анкаре дали понять, что вероятность компромисса остается. Одновременно возобновились и спекуляции относительно натовского будущего уже самой Турции. Мы разбирались, можно ли исключить ее из блока, а также чего и почему ждет президент Эрдоган в обмен на лояльность к Финляндии и Швеции.

Эрдоган решает проблему будущего президентства за счет Финляндии и Швеции

После резких заявлений из Анкары насчет членства в НАТО Швеции и Финляндии особый резонанс возымела статья обозревателя CNN, допустившего исключение самой Турции из альянса. Это не первая в своем роде спекуляция. Высказывания против турецкого присутствия в Альянсе звучали после попытки госпереворота в 2016 году и спровоцированных ею эрдогановских репрессий, в связи с масштабным наступлением Турции на севере Сирии в 2019-м и на фоне обострения противоречий между Анкарой и Вашингтоном. Лейтмотивом претензий к Эрдогану стало также его очевидное нежелание следовать в агрессивном натовском фарватере во взаимоотношениях с Россией.

Однако все домыслы об изгнании Турции пресекаются на корню и уставными документами НАТО, и позицией его руководства, не желающего эти положения менять.

Еще в 2019 году генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг заявил: в отличие, например, от ЕС, у НАТО нет даже механизмов для частичной «приостановки» членства, не говоря уже о полном исключении. К слову, такой опцией не располагают ни Евросоюз, ни Совбез ООН: для полного лишения прав члена этих структур потребовалось бы решение абсолютно всех участников (включая и тех, кого хотят исключить), что само по себе было бы парадоксально.

Как пояснил Столтенберг, отвечая на витающие в воздухе вопросы о возможном переформатировании Альянса, он не желает вносить в него радикальные правки. Такие корректировки вновь потребовали бы всеобщего согласия.

Пока же членство в НАТО определено статьей 13 уставного документа блока. Согласно этому положению, любая страна-член альянса может покинуть его лишь по собственной воле. И даже если представить у кого-то из участников договора подобное желание, процедура его реализации не из легких.

Сперва намеревающееся покинуть НАТО государство должно отправить Соединенным Штатам так называемое «уведомление о денонсации», которое Штаты уже распространят среди других партнеров. На завершение процедуры отведен год.

За это время «уходящая страна» вправе отозвать свое пожелание. Другие же члены альянса обязаны употребить данный срок на оценку потенциальных угроз от сокращения блока и на минимизацию рисков.

Длительность процедуры объяснима: учитывая тесное информационно-разведывательное сотрудничество внутри НАТО, выход одного из членов, который в перспективе не будет связан союзническими обязательствами, чревато серьезными утечками. К этому, конечно, добавляется и исключительно технический аспект: государство должно выйти из общей военной инфраструктуры и предоставить гарантии того, что натовские оружейные технологии не станут достоянием потенциальных противников.

Таким образом, если представить, что те же Соединенные Штаты смогут надавить на Турцию, чтобы она пожелала покинуть альянс, у Анкары будет продолжительный период для торга.

Не приходится рассчитывать и на спешку со стороны Вашингтона. Несмотря на противоречия Эрдогана с американцами и другими партнерами по НАТО (это и Греция, и Франция, и многие другие), в объединении прекрасно понимают важность турецкого enfant terrible. В военно-техническом плане Турция обладает второй по значению армией блока (после вооруженных сил США), с географической — остается ключевым форпостом на востоке, обеспечивая контроль над стратегически важной территорией, включая Восточное Средиземноморье и Черноморские проливы. Кроме того, именно Анкара в состоянии обеспечить логистические условия для оперативного развертывания натовского контингента вблизи неизменно «пылающего» Ближнего Востока. И, опять же, «выдавливание» из альянса Эрдогана, которого упрекают в излишне теплых отношениях с Москвой, только больше сблизит Россию и Турцию.

Все эти опасения прекрасно понимают и турецкие власти, не закрывая дверь для торга по вступлению в НАТО Финляндии и Швеции, но пытаясь извлечь для себя максимальную выгоду.

Как сообщает Bloomberg со ссылкой на собственные источники, Анкара уже подготовила пакет вопросов для будущих переговоров. Во-первых, Анкара намерена потребовать более жесткой позиции от Запада по отношению к Рабочей партии Курдистана и возглавляемому личным врагом Эрдогана Фетхуллахом Гюленом движению ФЕТО (обе организации в Турции признаны террористическими). Во-вторых, в планах Эрдогана — добиться снятия оружейных санкций, введенных против его страны Европой. Наконец, Турция хотела бы вернуться в программу разработки, создания и поставок ей истребителей F-35, из которой была исключена Соединенными Штатами после того, как закупила у России комплексы зенитных ракетных комплексов С-400 «Триумф».

Вероятно, тема Рабочей партии Курдистана (РПК) и ФЕТО может быть просто подверстана к турецкой повестке для убедительности — РПК и так уже в большинстве стран Запада признана террористической или экстремистской.

А вот оружейный вопрос является краеугольным камнем турецкой внешней политики, отметил профессор международных отношений Стамбульского университета Менсур Аггун, комментируя для СМИ позицию Эрдогана. «Анкара находится под санкциями США из-за истребителей F-35 и недовольна этим. Турция может не получить желаемое, но ее союзники, скорее всего, предложат то, что ее удовлетворит, — подчеркнул специалист. — В конце концов, исторически Турция никогда не подрывала консенсус НАТО и по-прежнему будет пытаться этого не делать. Однако такой подход не будет безусловным».

Помимо внешнеполитических аспектов Эрдоган серьезно зависит и от внутритурецкой обстановки. В будущем году ему предстоят президентские выборы — крайне непростые на фоне нерешенных экономических проблем в стране. И демонстрация давления на США пришлась бы как никогда кстати для укрепления личного авторитета.

Само по себе принятие Турции обратно в программу по F-35 в долгосрочной перспективе для Анкары не столь и полезно — вернувшись к зависимости от Вашингтона, она лишь отложит выход на самообеспечение соответствующими самолетами. Для Белого дома «откат назад» с репутационной точки зрения тоже едва ли целесообразен. Потому не исключено, что за публичными предложениями Турции последует закулисный торг о предоставлении ей финансовой поддержки — исход для Эрдогана с электоральной точки зрения также выгодный. Пока о намерениях сторон судить рано: многое будет зависеть от ответа США, которые, по данным уже других источников Bloomberg, давно подготовили встречные предложения своенравному партнеру.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28785 от 19 мая 2022

Заголовок в газете: Правила турецкого торга

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру