Фасоль и консервы запасены: как сербы готовятся к тяжелой зиме

Жизнь в балканской республике продолжает меняться после начала украинского кризиса

Украинский кризис так или иначе затронул весь мир, не обошел он и Сербию. Первой в конце февраля изменилась картина мира на экранах сербских телевизоров. О пандемии забыли быстро и сразу. Редко мелькнет на экране так и не снявший маску главный эпидемиолог Предраг Кон, но его появление вызывает скорее ностальгию по тем «благословенным» временам, когда коронавирус считался врагом человечества №1. В одночасье с повестки дня исчезли беженцы с Ближнего Востока, которые прибывать в страну не перестали, но зато резко перестали попадать в объективы телекамер. Об экологических проблемах и вовсе забыли, хотя всего несколько месяцев назад марши активистов еженедельно блокировали автомагистрали с призывами отменить планы по добыче лития близ города Лозница. О том, как выглядят повседневные заботы сербов, рассказывает корреспондент из Белграда.

Жизнь в балканской республике продолжает меняться после начала украинского кризиса
Белград. Фото: Pixabay.com.

Даже внутренняя политика после апрельских выборов президента и парламента Сербии обсуждается не по-балкански вяло. Конечно, победа Александр Вучича с почти 60% голосов и его партии не была сюрпризом. Однако еще не сформирован кабинет министров, что обычно для сербов становится любимой темой для споров и прогнозов. Но кого интересует борьба за портфели, когда на всех каналах борьба другого толка.

Перемещаясь с канала на канал, глава государства рассказывает о том, как борется за газ и за продовольственную безопасность.

С газом ясно, что ничего не ясно. С одной стороны, еще 28 мая после телефонного разговора с российским лидером сербский президент объявил о принципиальной договоренности по поставкам голубого топлива из РФ на ближайшие три года по приемлемой цене до 400 долларов за тысячу кубов.

С другой стороны, подписание документа еще нуждается в дополнительной проработке, а тем временем давление Запада на Сербию с требованием ввести санкции против «братьев-русов» усиливается с каждым днем. Во время июньского визита в Белград немецкий канцлер Олаф Шольц дал ясно понять, что для Сербии присоединение к санкционной политике является таким же важным условием для вступления в Евросоюз, как признание независимости Косова.

Долго ли еще сможет Вучич поражать своей политической гибкостью, маневрируя между ЕС и Россией, - большой вопрос. И в случае, если места для маневров не останется, вероятно, будет реализован сценарий без российского газа в Европе (и в Сербии), уже названный лидером республики «адским».

Что касается продовольственной безопасности, тут, вроде бы, не все так грустно. С первых дней спецоперации Вучич рассказал о стратегических запасах гороха, фасоли и нелюбимых сербами консервированных сардин, чем дал повод оппозиции упрекать себя в нагнетании паники. Но так или иначе, цены на продовольствие в Сербии одни из самых низких в регионе, а по ряду позиций – самые низкие. К тому же несмотря на жаркое засушливое лето, урожай зерновых ожидается неплохой, около 3 миллионов тонн, что вдвое больше собственных потребностей.

Вместе с тем рост цен, начавшийся еще во времена пандемии, продолжается. В мае текущего года по данным официальной статистики они увеличились на 10 процентов по сравнению с концом прошлой весны. Заметно подорожали хлеб и мясо. Так, цена упаковки хлеба для тостов, стоившего еще недавно менее 100 динар (около 50 рублей – «МК»), перевалила за 170. «Копеечный» чай в пакетиках подорожал вдвое.

Полки с дешевым «докризисным» молоком пустеют первыми, и чтобы его купить, пенсионеры приходят к открытию супермаркетов. Да и вообще продукты с желтыми ценниками сметаются с прилавков довольно быстро. Весной был замечен ажиотажный спрос на сахар, но, к счастью, он закончился, не успев толком начаться, после личного вмешательства президента. Периодически (ненадолго и не везде) пропадала то бюджетная туалетная бумага, то бюджетная мука. Правительство ввело квоты на поставки сельхозпродукции за рубеж.

В целом положение дел с продуктами и товарами первой необходимости можно было бы назвать стабильным, если бы не упорство, с которым глава государства в своих вечерних обращениях рассказывает нации про грядущую сложную зиму, подорожание электричества и ожидаемые перебои с нефтью. Это заставляет думать, что нынешние цены еще, возможно, покажутся скоро очень даже неплохими.

Конечно, сейчас подтянувшиеся средние зарплаты перевалили за 750 евро в месяц в сербских динарах и медленно ползут к обещанной отметке в 1000 евро, что позволяет легче пережить подорожание. А потому сербы предпочитают не обращать внимания на страшилки о суровых временах, стоящих у порога, и активно тратят деньги, выезжая к теплым морям в Грецию и Черногорию или на местные минеральные курорты (где, кстати, стоимость услуг тоже поползла вверх), за что также подверглись отеческому порицанию Вучича.

Уже первая майская волна отдыхающих оказалась рекордной: за неделю из страны к теплым берегам отправилось 750 тысяч человек. Летний отпуск для жителей страны – дело святое. Зима еще далеко. И надо радоваться солнцу и отдавать накопленное за год за лежаки на пляже, а не прятать под матрасом. Вдруг пронесет.

В конце концов, и по газу президент еще договорится, и пшеница не подкачает, созреет. Горох с фасолью и рыбные консервы, как известно, на складах есть. Да и президент не устает говорить, что традиционные связи с Россией, конечно, важны, но руководствоваться Сербия всегда будет собственными интересами. И что сидит вовсе не на двух стульях, а на своем собственном.

Что ж, если зима и впрямь будет суровой, возможно, этот самый стул сместится к тому из полюсов, рядом с которым теплее зимовать.

Белград

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру