Эксперты поделились ожиданиями от нового правительства Италии: что ждать России

«Очень много итальянцев получают выгоду от дружбы с Россией»

По итогам состоявшихся недавно итальянских парламентских выборов победила коалиция правых партий. О том, чего ждать России и миру от нового правительства «свернувшей вправо» Италии, говорили участники экспертной дискуссии на площадке клуба «Валдай».

«Очень много итальянцев получают выгоду от дружбы с Россией»

На прошедших 25 сентября выборах победила коалиция во главе с ультраправой партией «Братья Италии», которую возглавляет известный политик Джорджа Мелони. Именно ее прочат в новые премьер-министры страны – и если она будет утверждена в этой должности, то впервые в итальянской истории во главе правительства станет женщина. И более того, впервые со времен Муссолини премьер-министром окажется представитель крайних правых. Неудивительно, что в среде европейского истеблишмента развернулась массированная критическая кампания в отношении результатов итальянских выборов, которые называли чуть ли «фашистскими». Таким образом, даже не начав еще работу, победившая коалиция правых (куда помимо «Братьев Италии» входят «Лига» во главе с Маттео Сальвини и партия Сильвио Берлускони «Forza Italia») столкнулась с медийным и политическим давлением.

«Братья Италии» — это партия, которая давно представлена в парламенте, она имеет системный характер, отметили участники дискуссии на площадке клуба «Валдай». А обвинения в «фашизме», которые разгоняются в европейских СМИ, имеют мало общего с реальностью.

Победа «Братьев Италии» на состоявшихся выборах была предсказуема — партия очень популярна в стране, но для Брюсселя это стало неожиданностью, отмечает старший научный сотрудник Института Европы РАН Елена Маслова. По словам эксперта, ситуация похожа на самые первые парламентские выборы в Италии 1948 года, когда к власти пришли коммунисты.

Говоря о причинах победы правоцентристской коалиции в Италии, Елена Маслова указала, в частности, на фактор слабости левых сил. А при наличии социального запроса итальянцев на перемены Джорджа Мелони пообещала им эти перемены. Выдвинутая ею программа предлагает конкретные реформы.

Программа правого центра аппелирует к понятию «национальная гордость». Апеллирование к понятию «национальный интерес», которое для нас выглядит нормальным, в Европе имеет негативную коннотацию. Партия Мелони берёт же это понятие в оборот.

При этом, по словам эксперта, на одной чаше весов оказываются итальянские национальные интересы, на другой — членство Италии в Евросоюзе. Для Джорджи Мелони членство Италии в ЕС и в НАТО — это инструмент достижения национальных интересов, и наоборот. Сейчас для Италии главное – благосостояние собственных граждан. Итальянцы, не оправившиеся от коронавирусного шока, испытывают на себе воздействие антироссийских санкций. Но без помощи ЕС Италия не сможет преодолеть кризис.

Пока неизвестно имя будущего итальянского министра иностранных дел, но, несмотря на частую смену кабинета министров, для внешней политики Италии характерна преемственность, последовательность. Традиционно российско-итальянские отношения — это здоровый прагматизм с ноткой взаимной симпатии.

С этой точкой зрения согласен и Витторио Торрембини, почётный консул Италии в Липецке, председатель совета директоров ассоциации итальянских предпринимателей в России GIM UNIMPRESA. По его словам, отношения России и Италии действительно очень тесные. Даже у большой части элиты хорошие отношения с Россией.

Победа коалиции Джорджи Мелони была предсказуема, признает Витторио Торрембини. В Италии очень специфичная электоральная система. Коалиция Джорджи Мелони получила 12 миллионов голосов, остальные партии — 13 миллионов. Партии Берлускони и Сальвини отдали свои потерянные голоса Мелони, и получилась коалиция. Многие люди в Италии голосуют не за программу партии, а против того, что делали предыдущие власти. Между тем, стоимость энергоносителей в Италии увеличивалась ещё до украинского кризиса – из-за ошибочной политики Еврокомиссии. В этих условиях рабочий класс, люди, которые живут не в городах, не видят в левых партиях того, кто поможет преодолеть экономический кризис. И если Джорджа Мелони в качестве главы будущего правительства сумеет решить эти проблемы, то это будет момент истины для Италии.

Профессор Университета Урбино (UNIURB) Игор Пеличчиари, говоря о политической повестке дня Италии, которая является определяющей, указал на примат внутренней политики. Тактику итальянских политических партий, которая более развита, чем стратегическое видение, эксперт сравнил с футболом (ежедневный горизонт решений).

К числу особенностей итальянской политики профессор Пеличчиари отнес трансформизм (это частая смена оппозиции, общественного мнения), при этом большинство членов правительства — это мозаика, сборная солянка предыдущих правительств и политических партий. При том, что в Италии очень развитые муниципалитеты, в стране нет харизмы политических лидеров — харизма больше не рассматривается как обязательный элемент политической элиты

Внешняя политика в Италии находится в подчинённом положении к внутренней политике. Многие лидеры даже не говорят по-английски. Но это не мешает Италии иметь прекрасные дипломатические традиции, говорит эксперт. Италия смирилась со своей вторичной внешнеполитической ролью по отношению к ЕС. По его мнению, за последние двадцать лет Италия была единственной страной ЕС, в правительстве которой был пророссийский элемент. Дружба с Россией всегда была в числе тактических приоритетов Италии. Очень много итальянцев получают выгоду от дружбы с Россией.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру