Кому и для чего нужно европейское вмешательство в Закавказье

Армения официально согласовала участие европейских структур в урегулировании ее конфликта с Азербайджаном, проигнорировав при этом позицию России, вложившей не мало времени и сил в создание условия для мира в Закавказье. В чем логика демарша армянских властей и как он развивался? Об этом – в нашем обзоре.

Кому и для чего нужно европейское вмешательство в Закавказье

Ни мира, ни войны?

Горячая новость из Закавказья – очередные обвинения в адрес Азербайджана с армянской стороны. Утверждается, что ВС республики «атаковали позиции Армении на восточном направлении границы». Об этом сообщает только сама армянская сторона. А единственная подробность в том, что потерь нет. Кто в конкретном случае "первый начал" разбираться дело неблагодарное. Посмотрим на дело шире, разобрав факты внешней политики последнего времени. Обстрел, даже если он был, не более чем фон. Реально событие номер один это начало работы в Армении экспресс-команды наблюдателей Евросоюза.

В приграничных районах Армении побывала "оценочная" миссия ЕС, работу которой совет глав МИД Евросоюза согласовал только в этот понедельник на совещании в Люксембурге. Спешно сформировать группу из 40 наблюдателей европейцам удалось за счет работников грузинской миссии. Миссия эта была учреждена сразу после военной провокации Саакашвили в августе 2008-го, что символично.

Она уже успела посетить 12 населенных пунктов на границе с Азербайджаном и даже представить некие первые "технические" выводы. Еще до решения совета внешнеполитических ведомств ЕС тему в своем интервью телеканалу France 2 поднял президент Франции Эммануэль Макрон, обвинивший в дестабилизации в Закавказье почему-то Россию. «Россия воспользовалась этим конфликтом, вмешалась и явно сыграла в игру Азербайджана при соучастии Турции. Она вернулась туда, чтобы ослабить Армению», – сказал Макрон.

Только это не сердобольная Франция, а именно России менее двух лет назад «вмешалась» в конфликт и спасла Армению от полного разгрома. Макрон про это как-то подзабыл. Но высказал опасения про пять тысяч российских солдат, остающихся в еще недавно дружеской стране. Чем недвусмысленно дал понять, кто по версии ЕС враг армян.

В воображении Макрона, который, как тонко заметил зампред Совбеза России Дмитрий Медведев, скорее выслуживается перед армянской диаспорой Франции, посылая ей сигналы: «я ваших в обиду не дам», чем вникает в реальные проблемы векового конфликта, именно сейчас Москве зачем-то понадобилась дестабилизация.

На эскападу французского президента ответили не только МИД России и Медведев, но и коллега Макрона Владимир Путин. По его словам, в заявлениях французского лидера «отсутствует понимание самого хода конфликта», «они прозвучали некорректно… неприемлемо». При этом Путин подчеркнул, что Россия не только сама всегда старалась урегулировать конфликт, но и по-прежнему приветствует «посреднические усилия кого бы то ни было», если они преследуют ту же цель.

А какая цель у властей Армении?

После промежуточного мира, достигнутого под давлением России в ноябре 2020 года, стороны возобновили мирные контакты по важным вопросам. В январе нынешнего года армянский премьер Никол Пашинян заявил, что готов к подписанию мирного договора с Баку. При этом он особо подчеркнул, что процесс урегулирования поддерживает мировое сообщество вообще, и Россия с США в частности.

Но что-то пошло не так.

Решительность армянских властей улетучивалась пропорционально частоте их визитов в европейские столицы и в Вашингтон. С февраля по август только американскую столицу посетили несколько министров, спикер парламента Армении, видные общественные деятели. На глазах менялась риторика армянского истеблишмента.

Уже в мае в Ереване появились разговоры в духе «никакой сдачи территорий», имея в виду в том числе те, что вернулись к оппонентам по результатам договора 2020 года.

Летом в непризнанной республике Нагорный Карабах объявили мобилизацию, а в сентябре конфликт вновь скатился к «горячей фазе» – с несколькими сотнями погибших с обеих сторон.

Если этот тайминг наложить на события спецоперации России против украинских националистов, то получается, что непримиримость армянских властей росла одновременно с тем, как затягивалась СВО. В самый острый период и вовсе случилась эскалация, а Пашинян обвинил ОДКБ в бездействии. Совершенно голословно. На саммите ШОС разговора с ним ждали все руководители стран, входящих в организацию, а еще и азербайджанский президент Ильхам Алиев. Но Пашинян предпочел более обстоятельно подготовиться к визиту спикера палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси. 18 сентября она осчастливила своих новых “друзей”. К ее прилету на автотрассах Армении демонстративно сняли билборды с портретом Владимира Путина, что висели там с окончания войны в 2020-м.

Уходи и дверь закрой…

6 октября перфоманс Макрона «выстрелил»: ЕС решил вмешаться. А когда решение о наблюдателях ЕС уже было принято, армяне начали подтягивать к границе дополнительные войска. 17 октября Минобороны Армении это признал официально, уточнив, конечно, что делается это в целях самозащиты.

Уже 18 октября глава МИД Армении Арарат Мирзоян на встрече с норвежским коллегой Анникеном Хюитфельдом сообщил, что Ереван также обратился в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), чтобы и они отрядили наблюдателей. Как “помогла” миссия ОБСЕ мирному урегулированию на Донбассе, мы знаем.

А теперь мы знаем кое-что и про Армению. Она, по крайней мере, при действующем руководстве свой выбор сделала окончательно.

До начала СВО Пашинян еще пытался усидеть на двух стульях, но когда противостояние России с Западом стало открытым, то и армянские власти были вынуждены выбрать сторону.

Лишает ли это Россию исторических комплексов, согласно которым мы чувствуем свою ответственность за судьбы не чужих нам народов и территорий вопрос дискуссионный.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру