Киев, в свою очередь, уже обвинил Российскую Федерацию в разрушении гидроэлектростанции. Зеленский собрал экстренное совещание по этому поводу. Военный эксперт капитан 1 ранга в запасе Василий Дандыкин рассказал «МК», почему разрушение плотины выгодно именно Киеву, который полгода бил по ней американскими ракетами «Хаймарс», а также о том, насколько разлив Днепра может повлиять на ход СВО.
То, что вина за прорыв полуразрушенной дамбы лежит на Киеве, говорит и такой факт: на днях уровень Каховского водохранилища резко поднялся после того, расположенные выше по течению Днепра на подконтрольной Киеву территории гидроэлектростанции осуществили сброс воды. Поврежденная плотина Каховской ГЭС не выдержала этого давления.
Наиболее тяжелые последствия прорыва дамбы, как сообщают СМИ, могут почувствовать населенные пункты на левом берегу Днепра в Херсонской области, на подконтрольной РФ территории.
- Ничего удивительного в том, что Украина обвиняет нас в разрушении Каховской ГЭС нет, - говорит Василий Дандыкин. - Они всегда обвиняют нас в том, к чему мы не причастны. Но любой нормальный человек понимает, что в случившемся нам нет никакой выгоды, ведь затопило-то нашу сторону. Это все равно, что стрелять себе в ногу. Сейчас нам придется отселять людей, а это около восемнадцати тысяч человек. На Западе сначала одно говорили, теперь уже тоже вторят вслед за Украиной. Но если бы мы хотели сделать нечто подобное, то сделали бы это на той плотине, которая стоит вверх по течению Днепра, например, в Киеве. И тогда бы от их столицы остался один памятник Владимиру с крестом. Понятно, что Украина никогда не признает свою вину. То же самое мы сейчас видим и на примере с Шебекино, когда они просто говорят: «Мы ни при чем. Это ваши российские перебежчики-предатели и поляки какие-то».
- Насколько разлив Днепра поможет ВСУ форсировать его?
- Объективно переправляться сейчас через Днепр для них равносильно самоубийству. Еще несколько часов, и вода начнет уходить в сторону Черного моря, и ничем им разлив реки не поможет. В этой ситуации, по большому счету, пострадало только мирное население, которому сейчас приходится переселяться, оставляя имущество и хозяйство. Потом все это придется людям возмещать. Что касается украинской армии, то разлив реки, скорее, даже усложнит их перемещение, так как теперь им придется преодолевать большее расстояние.
- Насколько последствия разрушения ГЭС усложняют нашу оборону?
- Безусловно, и для нас разлив Днепра усложняет ситуацию. Нам придется немного отойти от прежних позиций, но не думаю, что это как-то существенно скажется на нашей обороноспособности. С воздуха же наносить удары по врагу нам ничего не мешает, а, как известно, авиация решает очень многое. Плюс, как я уже сказал, наводнение не может носить продолжительный характер, через день-два вода начнет уходить. Но надо понимать, что ВСУ попытаются воспользоваться и этим краткосрочным отрезком времени. Не зря же они давно нацелились на левобережье. Не просто так они постоянно стреляли по Каховской ГЭС.
Сейчас, конечно, удар был специально нанесен большей разрушительной силы. Думаю, связано это с наступлением ВСУ, которое уже идет. С учетом количества собранного противником личного состава и сформированных бригад, активные бои, по моему мнению, будут идти не меньше недели, а то и все две. Разрушение ГЭС, обстрелы объектов инфраструктуры, жилых домов - все это, помимо прочего, имеет еще и психологическое воздействие на гражданское население. Одна из целей врага - посеять панику среди мирного населения. Особо навредить Крыму этим подрывом - а уверен, у военно-политического руководства Киева была и такая цель - у них не получилось. По заявлению главы республики Сергея Аксенова, питьевой воды в Северо-Крымском канале и водохранилищах более чем достаточно.
- В соцсетях пишут, что позиции нашей армии, расположенные на Кинбурнской косе, ввиду произошедшего оказались в зоне риска. Насколько эта информация соответствует действительности?
- Я думаю, что это маловероятно. Позиции должны устоять, волна ведь будет частично рассекаться, уходить в Черное море, поэтому затопление Кинбурнской косы вряд ли возможно. И потом, Каховская ГЭС ведь не полностью разрушена, следовательно, не вся вода уйдет из водохранилища.
Читайте также: «Гидрограф назвал ситуацию на Каховской ГЭС катастрофой: «Города уйдут под воду»