Присоединение к обширной китайской инициативе «Пояс и путь» (BRI) было «ужасным» решением, заявил министр обороны Италии, и вопрос заключался в том, как выйти из нее, не повредив связям с Пекином, сообщает The Guardian.
Гвидо Крозетто сказал в интервью, опубликованном в воскресенье, что шаг, предпринятый четыре года назад при предыдущем итальянском правительстве, мало что сделал для увеличения экспорта, в то время как китайский экспорт в Италию резко возрос.
Италия к удивлению союзников на Западе присоединилась к инициативе «Пояс и путь» в 2019 году, став единственным ее крупным западным членом. Крозетто входит в администрацию, которая рассматривает вопрос о том, как выйти из соглашения с китайцами.
В мае премьер-министр Италии Джорджа Мелони заявила, что ее страна могла бы поддерживать хорошие отношения с Китаем, даже не будучи частью спорной инфраструктурной инициативы Пекина. Комментарии Крозетто стали первым подтверждением намерения Италии покинуть китайскую программу, пишет издание Politico.
Схема «Пояс и путь» предусматривает восстановление старого Шелкового пути, чтобы соединить Китай с Азией, Европой и за ее пределами, с огромными затратами на инфраструктуру дорог и судоходных маршрутов. Однако критики рассматривают это как инструмент распространения Китаем своего геополитического и экономического влияния – поддерживаемую государством кампанию за мировое господство.
Как пишет The Guardian, Китай потратил 240 миллиардов долларов на спасение стран, испытывающих трудности с их долгами по программе «Пояса и пути», в период с 2008-го по 2021 год, показали данные за март этого года.
«Решение присоединиться к [новому] Шелковому пути было импровизированным и жестоким актом» предыдущего правительства Джузеппе Конте, который привел к двойному отрицательному результату – увеличил китайский экспорт в Италию, но не оказал такого же эффекта на итальянский экспорт в Китай, - заявил министр Крозетто газете Corriere della Sera. По его словам, «мы экспортировали партию апельсинов в Китай, а они утроили экспорт в Италию за три года».
«Проблема сегодня заключается в следующем: как выйти [из «Пояса и пути»], не нанося ущерба отношениям [с Пекином]. Потому что это правда, что Китай является конкурентом, но он также и партнер», – отметил итальянский министр обороны.
Критики отметили, что решение Рима присоединиться к пекинской инициативе не улучшило его торговый дефицит с Китаем. Китайский экспорт в Италию увеличился на 51 процент с 2019-го по 2022 год, в то время как импорт Китая из страны ЕС вырос на 26 процентов за те же годы, по данным итальянского торгового агентства.
Крозетто также выразил обеспокоенность по поводу “все более напористой позиции” Пекина, его стремления иметь крупнейшее военное присутствие в мире и его амбиций по расширению, особенно в Африке. “Они не скрывают своих целей, они делают их явными”, - сказал итальянский министр.
После встречи в Белом доме с президентом США Джо Байденом в четверг премьер-министр Италии Джорджа Мелони заявила, что у ее правительства есть время до декабря, чтобы принять решение по «Поясу и пути», а также объявила, что вскоре отправится в Пекин.
В субботнем интервью итальянской новостной программе TG5 Мелони сказала, что это “парадокс”, что, хотя Италия является частью «Пояса и пути», она не является страной G7 с самыми сильными торговыми связями с Китаем. “Это показывает, что у вас могут быть хорошие отношения и торговые партнерства [за пределами «Пояса и пути»]”.