«Цепями у телецентра избивали людей»: телеведущий Владимир Молчанов вспомнил путч 1993 года

Автор программы «До и после полуночи» был свидетелем трагических событий в «Останкино»

Сегодня исполняется 30 лет со дня трагических событий в Москве – попытки октябрьского переворота и штурма телецентра «Останкино». Автор и ведущий программы «До и после полуночи» Владимир Молчанов рассказал, как проводил те тревожные дни осени 1993 года.

Автор программы «До и после полуночи» был свидетелем трагических событий в «Останкино»
Фото предоставлено героем публикации

Накануне Молчанов снимал фильм о спецназе внутренних войск – по просьбе тогдашнего командующего Внутренними войсками, генерала-полковника Анатолия Куликова. На самолетах, вертолетах и бэтээрах Молчанов облетел и объехал многие горячие точки Северного Кавказа. Первого октября он вернулся в Москву на заключительное интервью к Куликову, который вдруг захотел отправить его в далекую командировку на Новую Землю. Тогда телеведущий отказался.

– В середине сентября 1993-го мне позвонил командующий внутренними войсками Анатолий Куликов (до 1992 года возглавлял Управление внутренних войск по Северному Кавказу и Закавказью. – "МК"), – вспоминает в беседе с «МК» телеведущий Владимир Молчанов. – Он сообщил мне, что его только что перевели в Москву: «Меня тут назначили и рекомендовали вас, как очень приличного человека. Не могли бы вы со мной поговорить, приехать ко мне в штаб». Просьба Куликова удивила меня, но я согласился. Мы встретились на следующий день.

Куликов хотел, чтобы я снял какой-нибудь фильм о внутренних войсках. Я посчитал, что он обратился не по адресу. Мне предложили мне полную свободу: полететь, куда я захочу, разговаривать с кем хочу и снимать то, что я считаю нужным – без цензуры. Они были потрясены тем, что я согласился поехать.

Куликов дал мне своего оператора от внутренних войск, к которым я сохранил очень теплые отношения. Мы полетели снимать на Кавказ в Ингушетию, в Чечню. Везде, где в то время были ужасы, о которых я снял фильм «Скованные одной цепью». Куликов выделил мне свой самолет, на котором мы добрались до Новочеркасска, там мне дали два бэтээра, в одном ехали мы с оператором, во втором ехала охрана. В основу фильма легла работа отряд «Витязь», военных этого подразделений я снимал спиной к камере.

30 сентября я прилетел в Москву, и сразу звоню Куликову. Мне осталось сделать только с ним интервью. Но в тот день Куликов предложил мне еще слетать на Новую Землю. Я отказался, объяснив, что мне вполне уже достаточно материала.

Третьего октября в 3:30 в моей квартире раздался звонок. Кто-то из спецназовцев сообщил в трубку: «Бойня в Останкино». Я собрался и поехал в телецентр на своей машине, по дороге захватил своего оператора. Мы доехали до Останкинского пруда, дальше не проехать. 

Мимо лежащих тел мы добежали до телецентра – в подземный переход, где работала тогда программа «Время». С женой и оператором под землей мы шли мимо лежащих людей. В переходе я встретил людей из отряда «Витязь», которых буквально пять дней назад снимал на Северном Кавказе.

Пока мы проходили этот туннель, слышал крики «Стой, стрелять буду!». Там была жуткая кутерьма. Уже произошли главные убийства. Бойцы отряда «Витязь» провели меня к дверям АСК-3 (аппаратно-студийный комплекс). Они шли впереди меня и кричали: «Не стрелять, мы с телевидения, это Молчанов».

В сопровождении вооруженной охраны я зашел в студию, где я обнаружил убитым моего коллегу Сергея Красильникова – режиссера монтажа, с которым я три года работал в «До и после полуночи». На ночном дежурстве Сергей выскочил из монтажной и получил пулю в лоб. Он стал первым убитым в телецентре. Снимать это было очень тяжело, но мы все сняли.

И тут до меня дошло, что Куликов что-то знал, либо предполагал, что что-то нехорошее будет и, может быть, не хотел, чтобы я это снимал. И в тот же момент понял, как правильно сделал, что отказался по его приглашению лететь на Новую Землю.

По всей улице Королева валялись камни и железные окровавленные цепи. Как мне объяснили, цепями у телецентра избивали людей. Одну из них я поднял и забрал с собой. Позже я возил ее показывать коллегам в Голландию. Я быстро успел смонтировать отснятый материал и показать его по второму телеканалу, единственному, который на тот момент вещал.

На тот момент мне сообщили, что у телецентра «Останкино» пропал американский журналист. Я рванул на своей машине в Институт Склифосовского, где и обнаружил иностранца. Он лежал там раненый, я сообщил о нем телекомпании – редакция забрала его. Потом я сразу же поехал к Белому дому.

Уже было понятно, что близко к зданию Дома Советов нас не пустят, и мы нашли решение. Два часа весь этот ужас я снимал с балкона соседнего жилого дома: из Белого дома сверкали автоматные очереди, в ответ стреляли из танков и БТР. Стрельба шла кругом, а по Новоарбатскому мосту гуляли люди с детьми и собачками и смотрели на все, как на шоу. У меня был полный шок от того, что мы увидели. Весь день 4 октября с половины пятого утра до полуночи я провел в съемках.

Спустя два дня я сел за монтаж фильма, за 5-6 дней я смонтировал его. После того как фильм показали, мне позвонил Куликов, не всем в нем он остался доволен, но благодарил за правдивость. Я получал несколько коротких телеграмм из разных городов Северного Кавказа со словами: «Спасибо за правду - спецназ Ростов-на-Дону / спецназ Новочеркасск» и т.д.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29128 от 4 октября 2023

Заголовок в газете: «Не стрелять, это Молчанов!»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру