Ведущий военный аналитик, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков оценил преимущества мотовездехода, а также рассказал, какие еще новинки поступили в зону спецоперации.
Как сообщил пресс-секретарь первого лица государства Дмитрий Песков, Владимир Путин, завершив официальный визит в Астану, прилетел в Ростов-на-Дону, в штаб ЮВО, где его ознакомили с новыми образцами военной техники. Президента сопровождали министр обороны Сергей Шойгу, начальник Генштаба Валерий Герасимов.
Владимиру Путину продемонстрировали, в частности, закупаемые для армии мотовездеходы Desertcross 1000–3 китайской компании AODES. Этот мотовездеход предназначен для ведения дозорных и разведывательных операций, может использоваться также как рейдовая машина и машина поисково-спасательных подразделений. Транспорт обладает повышенной проходимостью.
Как пояснил глава российского военного ведомства Сергей Шойгу, этот вездеход является «крайне востребованной» машиной для наших войск.
- Desertcoss 1000-3 – это китайский мотовездеход, - рассказывает Алексей Леонков, - их планируется закупить полторы тысячи, точнее пятьсот уже закуплено, и тысяча единиц будут приобретены в следующем году. Это быстроходное и высокопроходимое транспортное средство, способное решать разнообразные задачи: эвакуация раненых, ведение дозорных и разведывательных действий, поисково-спасательные операции, транспортировка грузов.
Вездеход может развивать скорость порядка 80 километров в час, легко проезжает по пересеченной местности, по снегу. Именно такие специализированные средства сейчас как раз и требуются в зоне специальной военной операции, даже исходя из соображений безопасности.
Большой КАМАЗ далеко видно, и он легко может стать целью вражеского беспилотника или иных средств поражения, а тут небольшая машинка, без проблем способна быстренько доставить на передок пятьсот килограммов груза и быстро уехать.
По небольшому, маневренному транспортному средству сложно попасть, да и вряд ли кто станет за такой мелочью охотится. Исходя из нужд армии, и было принято решение о закупке мотовездеходов с последующей их адаптацией для применения в войсках. Раньше такие задачи решали с помощью различных внедорожников, но это получается слишком дорогое удовольствие.
- Почему только сейчас, спустя почти два года с начала СВО, мы пришли к тому, что такая машина нужна войскам?
- СВО, как, в принципе, любая военная операция, влечет за собой корректировки в программе вооружения. Что-то работает эффективно, что-то нет, что-то появилось новое. К примеру, еще совсем недавно мало кто слышал про барражирующие боеприпасы, а сейчас они являются чуть ли не основным видом поражения вражеской техники, помимо авиационных средств и артиллерийских снарядов. Так и с мотовездеходом. В войсках возникла потребность в легком, проходимом и экономичном транспортном средстве, так как линия боевого соприкосновения большая, а снабжение войск нужно ежедневное.
- Какие еще новинки появились за последнее время или должны вот-вот появиться в армии?
- Например, самоходная гаубица «Мальва» на колесной платформе. У нас давно пытались сделать установку на колёсах. Была разработка, которая называлась «Мста-К». Работа по ней застопорилась, когда встал вопрос какой ее делать. Если бронированной, то тогда она становится тяжёлой и неуклюжей. А если не бронированной - то там тоже возникал ряд своих вопросов. Доработали, сделали установку с небольшим боекомплектом, именно такую, которая нам нужна с учетом новой тактики «кочующей артиллерии».
То есть ты вышел, нанёс удар по «опорнику» (опорный пункт), а так как идёт контрбатарейная борьба, тот тут же поменял позицию. «Опорник» уничтожен, результат контрбатарейной борьбы противника - нулевой, а ты поехал уничтожать следующие объекты.
Колесные установки быстрее меняют позицию, чем гусеничные. Плюс она может вести точный огонь с любого плацдарма. Сейчас «Мальву» поставили в войска, говорят, что она уже где-то работает в зоне специальной военной операции.
Также в ближайшее время у нас на фронте появится новый беспилотник «Италмас». По ряду показателей он похож на «Герань-2», задачи способен выполнять такие же, но летит быстрее.
Появились индивидуальные комплексы радиоэлектронной борьбы, которые ставятся на бронетехнику. Их уже начали ставить на танки в зоне СВО. Ведется работа, чтобы вся наша техника подразделений, которые занимаются материально-техническим обеспечением войск в зоне боевых действий, получила бронированные кабины.
Противник часто использует для нанесения ударов по нашей технике кассетные боеприпасы, кабины обычных Камазов и Уралов не способны защитить военнослужащих. Поэтому было принято решение, что новые машины будут приходить уже с бронированными кабинами. Любой военный конфликт провоцирует движение вперед в техническом плане.