В Эстонии даже учителя в школах не знают эстонского: они объявили "последнее китайское" предупреждение

Правительство пропихивает языковую реформу, в результате которой детсады и школы вообще могут закрыться

Школьное образование в Эстонии переживает серьезный кризис, об этом на последнем заседании правительства заявила министр образования Кристина Каллас. С одной стороны, правительство пытается провести образовательную реформу – перевести все образовательные учреждения страны, начиная с детских садов, на государственный язык, с другой – преподавателей, а тем более воспитателей детских садов со знанием эстонского на уровне C1 катастрофически не хватает. Кроме того, учителя тоже выдвигают встречные требования – они просят повысить им зарплаты, ведь жизнь в прибалтийской республике стремительно дорожает.

Правительство пропихивает языковую реформу, в результате которой детсады и школы вообще могут закрыться

Последним «китайским» предупреждением эстонскому правительству со стороны школьных учителей стала предупредительная забастовка, которая прошла несколько дней назад. У воспитателей детсадов она длилась с 8 до 9 утра, у школьных преподавателей с 9 до 10 утра. На время забастовки дети оставались на попечении родителей. Сколько людей из-за этого не вышли на работу и какой убыток понесла экономика страны, в министерстве образования умалчивают.

Премьер-министр Кая Каллас прокомментировала эту акцию сухо: «У правительства денег нет». И еще добавила, что если учителя во время своей забастовки будут агитировать сограждан поддержать налог на автомобили – это новая закинициатива правительства – тогда и деньги им на повышенную зарплату в казне появятся.  

«Они просто думают, что мы таким образом выпустим пар, и успокоимся», — говорит Аника, молодой учитель математики.

На самом деле, в правительстве понимают всю серьезность намерений школьных учителей, но сделать ничего не могут – в казне нет денег, страна переживает экономический кризис, поэтому повысить зарплаты ни учителям, ни полицейским, ни спасателям оно не может.

«Мы несколько часов обсуждали трудовой спор, который возник на повестке дня с учителями. У нас нет согласия в правительстве по этому вопросу», – сокрушается министр образования и науки Кристина Каллас.

Однако это не мешает ее ведомству продолжать давить на школьное руководство в плане проведения языковой реформы. Правда, по сравнению с летом, формулировки чиновников стали намного мягче. Причина в том, что школьных учителей, в совершенстве знающих эстонский язык, как оказалось, катастрофически мало, в результате русскоязычным преподавателям перестали указывать на дверь.

«Чиновники вдруг прозрели, что в школах и детсадах и без того острый дефицит кадров, а если еще уволить всех, кто не смог сдать экзамен по эстонскому на C1, тогда вообще придется закрывать часть школ и садов», - объясняет Аника.

Особенно плохо с эстоноговорящими кадрами в дошкольных учреждениях, это заставляет чиновников от образования менять кнут на пряник, идти на различные компромиссы и уступки.

«Успех реформы образования зависит от того, как она пройдет в детских садах, - признается Кристина Каллас. - Ведь именно там готовят детей к школе, где им предстоит учиться только на эстонском языке. По закону в каждой детсадовской группе должны работать на эстонском языке два учителя с категорией С1 и один помощник учителя, у которого может быть языковая категория В2. Пока нам не удается обеспечить такой штат, но есть временное решение: пока будет работать один учитель и два помощника. Таким образом мы даем учителям время поднять свой уровень эстонского с В2 до С1. Вероятно, на это уйдет год или два».

«А ведь еще летом наша директриса грозила, что уволит любого, кто завалит языковой экзамен, говорила: можете сразу писать заявление по собственному и идти работать на кассу в Maxima. А когда выяснилось, что на таком уровне язык знает всего несколько человек в нашей школе, и если их уволить, то школу придется закрывать, то она свой пыл сразу поубавила, да и чиновники из языковой инспекции сразу как- то подобрели, сменили угрожающий тон на примирительный. Нам теперь и языковые курсы при Нарвском колледже организовали, и новые методики преподавания на эстонском языке обещали внедрить, ведь мало выучить язык, на нем еще надо уметь преподавать свой предмет», – рассказывает Аника.

Кстати, на то, чтобы оплатить языковые курсы для учителей, правительство сумело найти деньги в скудном бюджете страны, а на реализацию всей реформы перевода школ на обучение на госязыке потребуется немаленькая для Эстонии сумма – 67 млн. евро. Между тем, на повышение зарплат учителям хотя бы для того, чтобы их мотивировать к освоению эстонского языка, денег у чиновников нет. В общем все, как в известном афоризме: денег нет, но вы держитесь!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру