Новый президент Аргентины предложил Великобритании отдать Фолклендские острова по «гонконгской модели»

«Вариант войны не является решением»

Не успев полноценно вступить в должность президента Аргентины, Хавьер Милей уже успел напрячь некоторые страны. В большей степени, Великобританию. Лидер латиноамериканского государства вознамерился «вернуть острова по дипломатическим каналам». Речь идет о Фолклендах (или, как их называют аргентинцы, Мальвинских островах. В качестве модели возврата, Милей предложил «гонконгский вариант». Объясняем, в чем суть такой модели.

«Вариант войны не является решением»

Фолклендские (Мальвинские) острова принадлежат Аргентине – так считает избранный недавно президент южноамериканской страны Хавьер Милей, но с оговоркой: островитяне должны иметь право голоса в своем будущем.

Как пишет The Daily Telegraph, Милей менее враждебен по отношению к Великобритании, чем его предшественник Альберто Фернандес (он, к слову, требовал немедленных переговоров, чтобы положить конец, как он выражался, «анахроничной колониальной ситуацией» на островах). Однако же о территориальных спорах между двумя странами не забывает даже такой сторонник сближения с Западом как Хавьер Милей.

Проблема Фолклендских островов возникла давно, еще до кровавых событий 1982 года, откуда принято вести отсчет. В 1820-х годах эта территория была провозглашена частью Аргентины, но в 1833 году острова были захвачены Великобританией, а в 1841 году фактически стали ее колонией.

Уже в 1964 году специальный Комитет ООН включил Фолклендские (Мальвинские) острова в список территорий, подлежащих деколонизации. На следующий год Генассамблея ООН принимает резолюцию с требованием к обеим сторонам начать переговоры о принадлежности спорной территории. Великобритания выступала за самоопределение народа островов, а Аргентина настаивала на своем неоспоримом суверенитете над ними.

Разногласия и очевидный тупик в вопросе привели к тому, что уже в 1982 году аргентинские скупщики металлолома высадились на остров Южная Георгия и подняли национальный флаг. Это вызвало протест британской стороны.

Все это послужило почвой для начавшейся в апреле 1982 года Фолклендской войны, в которой Аргентина потерпела поражение. Тогдашний премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер получила порцию дополнительной популярности, а вот Аргентина запомнила этот факт истории и продолжила грезить о возвращении утерянного.

Милей в ходе своей предвыборной кампании даже как-то обмолвился, что Тэтчер была «одним из величайших лидеров в истории человечества». Это вызывало болезненную реакцию в Аргентине, однако, как оказалось, этим политик хотел добиться своей цели: дистанцироваться от конфронтационного подхода и снискать расположение Запада. Именно сближение с западным блоком легло в основу кампании Милея.

Как никак, Милей все же аргентинец, а поэтому он настаивает: суверенитет Аргентины над Мальвинскими островами «не подлежит обсуждению».

«У нас была война, которую мы проиграли, и теперь мы должны приложить все усилия, чтобы вернуть острова по дипломатическим каналам», – четко указал политик в одном из своих выступлений.

Его позиция заключается в том, что любая передача власти должна быть мирной и что Аргентине сначала необходимо преобразовать свою экономику, а уж потом возвращать территории.

Но лидер Аргентины продолжает размышлять, каким образом будет происходить возвращение: «Очевидно, что вариант войны не является решением. Мы предлагаем двигаться к решению, подобному тому, которое было у Англии с Китаем по вопросу Гонконга, и что в этом контексте нельзя игнорировать позицию людей, живущих на островах».

О чем говорит Милей? Речь идет о так называемой «Объединенной китайско-британской декларации по вопросу передачи Гонконга». Нынешний Специальный административный район КНР еще в XIX веке отошел в «вечное пользование» Великобритании по Нанкинскому договору после Первой опиумной войны. Спустя время остров отошел почти в вековую аренду Соединенному Королевству (до 1997 года).

Когда подходил крайний срок аренды, Китай и Великобритания начали переговоры, в ходе которых четко стало ясно: для КНР продолжение аренды Гонконга Соединенным Королевством будет неприемлемо в любой форме. Тогда-то и была предложена концепция острова как специального административного района КНР. Согласно декларации, Гонконг фактически имел право обладать собственной исполнительной, законодательной и судебной системами, проводить самостоятельную иммиграционную и налоговую политику. Тексты декларации были подписаны обеими сторонами.

Великобритания даже от такого мягкого предложения Милея не в восторге. Представитель премьер-министра страны заявил: «Это давно решенный вопрос, возвращаться к нему не планируется. Положение Фолклендских островов было определено уже давно, оно не будет изменено».

Но как знать, куда повернется история. И Милей, судя по его предвыборной кампании, достаточно упрямый политик. А поэтому предлагаемые им варианты пока нельзя сбрасывать со счетов и уж точно на них следует обращать внимание. Тем более, что на сайте правительства Аргентины говорится: «Восстановление этих территорий и полное осуществление их суверенитета, уважение образа жизни их жителей и соблюдение принципов международного права составляют постоянную и неизменную цель аргентинского народа».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру