Америка готова бросить Украину — но не сейчас: сколько еще ждать России

Возможно, довольно долго

Если леди приходится доказывать, что она леди, это означает, что на самом деле она не леди. Если американский политический класс вынужден лихорадочно уговаривать сам себя, что ему ни в коем случае нельзя бросать Украину на произвол судьбы, это означает, что такая идея уже прочно обосновалась в его сознании — или хотя бы в его подсознании. Прославленный американский историк Макс Бут — в статье в органе американского политического истеблишмента The Washington Post: “Отказ США от поддержки Украины... будет самой большой ошибкой в сфере внешней политики с момента вторжения в Ирак в 2003 году, а геополитические последствия (такого шага. — "МК") будут даже еще более значительными». 

Возможно, довольно долго

Даже не знаю, чего больше в такой оценке — высокомерия, лицемерия или тщательно подделанной «забывчивости». Перед вторжением в Ирак 21 год тому назад The Washington Post прямо-таки штамповала передовые статьи с горячей поддержкой такого шага. А Макс Бут не просто «поддерживал» иракскую авантюру Джорджа Буша-младшего: он был ее знаменосцем, идеологом и яростным пропагандистом.

Выдержка из статьи Макса Бута «В защиту американской империи», октябрь 2001 года: «Как только разберемся с Афганистаном, Америка должна переместить свое внимание на Ирак... Как только мы свергнем Саддама, мы можем создать в Багдаде международную систему управления под американским руководством — наряду с аналогичной системой в Кабуле... Это вопрос самообороны... Ирак надо превратить в маяк надежды для угнетенных народов Ближнего Востока».

На месте украинских лидеров я бы не слишком надеялся на такого «защитника». Уж слишком хорошо он умеет «переобуваться» и становиться апологетом позиции, которую он еще недавно поливал грязью.

Впрочем, умение «переобуваться» наличествует у Макса Бута еще с рождения. Не знаю, можно ли считать упоминание этой его биографической детали личным выпадом в его адрес с моей стороны. Но я все равно эту деталь приведу: Макс Бут появился на свет в Москве в 1969 году и в первые годы своей жизни официально именовался Максимом Александровичем. Но дело, конечно, не в личных качествах и не в личных дефектах одного отдельно взятого прославленного американского историка родом из столицы СССР. Дело в повадках и привычках всего американского политического класса. 

А заключаются эти привычки помимо прочего в следующем: если тот или иной внешнеполитический актив вдруг признается балластом, он безжалостно сбрасывается за борт. Уж сколько было криков и стенаний на тему: мы, американцы, не можем себе позволить уйти из Афганистана! От этого зависит престиж США!

Ушли, наплевали на «престиж», который, как вскоре выяснилось (вынужден добавить — к огорчению Москвы), никуда не делся. А перед Афганистаном был Ирак. А за несколько десятилетий до Ирака был Вьетнам. Короче, «маяки надежды» — это, с американской точки зрения, «товар», который может быть признан бракованным и отправлен на утилизацию. 

Это был вывод с позитивным знаком. А теперь вывод с противоположным знаком (увы, к сожалению, без него тоже не обойтись). Подобные радикальные изменения в сознании американского политического класса не происходят одномоментно. Их «вызревание» занимает годы. Так было в случае с Вьетнамом. Так было в случаях с Ираком и Афганистаном. Конечно, каждый конфликт уникален. Из того, что в прошлом было так, совсем не следует, что в настоящем или будущем не может быть по-другому. В случае с украинским кризисом все сейчас — и в самой Украине, и внутри американской элиты — развивается очень интенсивно. Но вот носит ли эта интенсивность абсолютный или все же относительный характер? Давайте честно признаем: мы этого не знаем и знать не можем. 

Говоря о том, что в последние месяцы «военная фортуна» повернулась к России лицом, глава социологической службы ВЦИОМ Валерий Федоров заявил в интервью в самом конце минувшего года: «Сейчас у нас сформировался навес позитивных ожиданий беспрецедентный. За 20 лет, что мы отслеживаем, такого не было никогда. Что-то сравнимое было в 2007 году — самый удачный в экономическом отношении год за всю историю постсоветской России». 

Упомянул Валерий Федоров и о другом: если позитивные ожидания не оправдываются, у людей возникает чувство депривации — неприятное ощущение, которое тянет их вниз в психологическом отношении. На что я намекаю? На то, что с очень большой долей вероятности России в плавне разрешения украинского украинского кризиса нельзя ожидать слишком многое слишком быстро. 

Оттолкнемся, например, от следующего факта: такой надежный «барометр» текущей американской политической конъюнктуры, как наш бывший соотечественник Макс Бут, еще не переобулся и даже еще не начал переобуваться. Америка уже думает о том, а не сбросить ли ей Украину со своей перегруженной «телеги». На каким будет расстояние от мысли до ее реализации (и состоится ли эта реализация вообще), пока непонятно.

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29192 от 11 января 2024

Заголовок в газете: Америка готова бросить Украину

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру