Названы варианты конфискации имущества звездных релокантов: от особняков до званий и госнаград

Но обратной силы этот закон иметь не будет

Законопроект о конфискации имущества за фейки о Вооруженных Силах РФ внесен в Госдуму в понедельник. В числе подписантов 335 депутатов. До обеда 22 января законопроект уже одобрил профильный комитет по законодательству и госстроительству. 24 января думцы рассмотрят его в первом чтении. На таких скоростях мало кто успел понять, чего хотят законодатели и кого это коснется. Ясно одно — у кого-то что-то точно отнимут.

Но обратной силы этот закон иметь не будет
Фото: duma.gov.ru

Поправки «о конфискации имущества за фейки» разработаны единороссами и подписаны лидерами всех фракций ГД, кроме «Новых людей». Под инициативой сотни подписей думцев. Ранее спикер нижней палаты Вячеслав Володин призывал принять закон «для негодяев», которые даже покинув Россию продолжают поливать ее грязью и работать на дестабилизацию обстановки в стране.

По сети сразу поползли слухи: вот сейчас у всех уехавших звезд отберут дворцы и звания народных и заслуженных. В целом сценарий верный, но с нюансами.

Итак, что предлагают депутаты.

Во-первых, расширить список статей Уголовного кодекса, по которым возможна конфискация имущества. Добавляются две статьи: распространение заведомо ложной информации о Вооруженных Силах РФ (статья 207.3 УК РФ) и публичные призывы к деятельности, направленной против безопасности государства (статья 280.4 УК РФ). Отдельно оговаривается, что эти преступления должны быть совершены из корыстных побуждений.

Во-вторых, за фейки об армии и антигосударственные призывы можно будет лишить воинского, специального или почетного звания, а также госнаград.  Кто еще не забыл печального известного «золотого» полковника Дмитрия Захарченко,  - как раз его суд лишил специального звания полковника полиции по уголовному делу об особо крупной взятке. Теперь же подобное наказание может ждать не только фигурантов крупных коррупционных дел, но и артистов.  Кстати, «народный артист»  - как раз почетное звание.  Так что может наконец сбыться мечта желающих лишить Андрея Макаревича (признан иноагентом) звания «народный артист». Среди уехавших знаменитостей есть и лауреаты госпремий. Одна из них — актриса Чулпан Хаматова.

Однако главный вопрос все же в конфискации. Что можно будет отобрать? И, главное, можно ли будет отобрать вообще все, даже если оно записано, скажем, на любимую тещу? Похоже, что да. Но, опять же, с нюансами. 

Вариантов конфискации существует несколько. Первый и самый понятный — конфискация гонорара за преступление. Это может быть что угодно — деньги, ценности, имущество. Главное, что они получены именно в оплату преступных услуг. Такая конфискация согласно законопроекту будет касаться как  фейков об армии, так и публичных призывов к дестабилизации ситуации в стране. Главное, что предстоит доказать следствию — корыстный мотив обвиняемого. 

Второй вариант куда сложнее. Он подразумевает конфискацию денег, ценностей и имущества, «используемых или предназначенных» для преступной деятельности или ее финансирования.

Что важно — к статье о фейках (207.3 УК РФ) этот вид конфискации не относится. Его планируется применять только к виновным в  публичных призывах к деятельности против безопасности государства, в том числе и диверсионной (280.4).  

К такими обвиняемыми разговор будет, как с террористами.

«Аналогичный подход уже установлен в уголовном законодательстве в целях пресечения финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества», - отмечают авторы поправок в пояснительной записке.

А раз так, то и судебная практика, вероятнее всего, будет схожей. Как раз на тему конфискации имущества у террористов и экстремистов в 2018 году было постановление Пленума Верховного суда. Он разъяснил четыре важные вещи. Первая — конфисковать можно любое имущество. Вторая — конфисковать можно не только имущество, но и доходы, от него полученные. Это могут быть проценты по банковским вкладам, арендная плата. Третья — конфисковать можно всё, даже если оно официально принадлежит не самому обвиняемому (даже если имущество перепродано или перезаписано). Четвертая — если суд первой инстанции конфисковал не всё, вышестоящий суд по просьбе стороны обвинения может это дело исправить и ухудшить положение осужденного.

А недвижимость? Разве ее можно использовать для каких-либо призывов? Еще как можно. Во-первых, можно физически сидеть в квартире (или поместье за миллионы долларов) и строчить непотребства в сеть или переводить деньги ВСУ. Во-вторых, можно физически даже не находиться в стране, но иметь тут недвижимость, сдавать ее в аренду, деньги переводить за рубеж и там уже использовать как угодно. Да хоть услуги связи оплачивать для доступа в рунет. Или электричество, чтобы держать компьютер включенным. Сама по себе формулировка «имущество, используемое для...» настолько размыта, что трактовать ее можно как угодно. Так что сильнее всех, похоже, надо задуматься релокантам, которые сдают квартиры или дома в России, живут за границей и оттуда пишут гадости про «деколонизацию» и прочую опасную чушь. Также конфискация такого рода может коснуться тех, кто призывает к диверсиям — например, поджогам военкоматов и релейных шкафов.

«Обратной силы [законопроект] точно не будет иметь. Это 100%», - заверил глава комитета ГД по законодательству и госстроительству Павел Крашенинников сразу после того, как комитет рекомендовал поправки к передачи на первое чтение.  Вроде как успокоил.  Но явно не всех и не до конца.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29200 от 23 января 2024

Заголовок в газете: Закон для негодяев

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру