Еще одна страна повернулась спиной к Франции: «Мы свободны»

После заявлений Сенегала пресса Пятой республики судорожно констатирует постепенную потерю Парижем Сахеля

Время идет, и Франция продолжает стремительно терять свои позиции в африканском регионе. После прошедших 24 марта в Сенегале президентских выборов к власти в этой западноафриканской стране приходит оппозиционный кандидат Бассиру Диомайе Файе. Этот политик позиционирует себя как панафриканист, стремящийся направить свою родину к экономическому суверенитету и избавиться от французских колониальных пережитков (к примеру, западноафриканского франка КФА).

После заявлений Сенегала пресса Пятой республики судорожно констатирует постепенную потерю Парижем Сахеля

Президентские выборы в Сенегале в воскресенье, 24 марта, ознаменовали ошеломляющую победу 44-летнего Бассиру Диомайе Файе, который был освобожден из тюрьмы менее двух недель назад и теперь должен стать самым молодым лидером западноафриканской страны. Официально управлять Сенегалом избранный лидер начнет со 2 апреля.

Файе выступил настолько убедительно, что даже сдвинул поддерживаемого правительством кандидата Амаду Ба (бывший премьер-министр Сенегала и представитель профранцузских сил в стране). На пресс-конференции в Дакаре было объявлено, что Файе набрал 54,28% голосов, а Ба – 35,47% голосов. Впервые с момента обретения Сенегалом независимости от Франции в 1960 году в первом туре президентских выборов победил кандидат от оппозиции.

Поразительно, но оппозиция на самом деле делала ставку на другого кандидата – Усмана Сонко. Он очаровал молодежь Сенегала своей резкой критикой политических элит и добился статуса мученика за отбывание тюремного заключения по множеству обвинений.

Как отметил в разговоре с журналистами 27-летний торговец и убежденный сторонник «Патриотов Сенегала» (PASTEF) Эльхаджи Тиам, «Сонко сделал все для Сенегала. Когда видишь человека, который готов отдать жизнь за свою страну, невозможно не поддержать его».

Бассиру Диомайе Файе был близким другом Сонко, но все-таки чаще оставался в тени. Тем не менее с 2021 года Файе разработал политическую программу и продолжил свою работу, даже находясь в тюрьме.

В своей первой речи в качестве избранного президента Файе пообещал бороться с коррупцией и реформировать экономику. Он выступает против «сенегальской элиты» и осуждает коррупцию, плохое управление и накопление богатства. Прежде всего, он отвергает подчинение страны западным державам, особенно Франции.

Файе, бывший налоговый инспектор, позиционировал себя как панафриканист, стремящийся направить Сенегал к экономическому суверенитету и избавиться от французских колониальных реликвий, таких как западноафриканский франк КФА.

«Я хочу сказать международному сообществу, нашим двусторонним и многосторонним партнерам, что Сенегал всегда будет занимать свое место. Государство останется дружественным и надежным союзником для любого партнера, желающего работать с нами добродетельно, уважительно и продуктивно», — заявил новый президент.

Кроме того, Файе заметил, что отношения Сенегала с США и ЕС стали более осторожными с момента начала конфликта в Газе. Бассиру Диомайе Файе – мусульманин.

Показательно, что Маки Саля (президент Сенегала с 2012 года) критиковали за то, что он отдавал приоритет иностранным интересам и бизнесу над местными организациями. Оппоненты обвиняют его в высоком уровне безработицы среди молодежи и связанном с этим миграционном кризисе, который в последние годы достиг рекордного уровня. Более 60% населения Сенегала моложе 25 лет. Его популярность среди молодежи упала до нового минимума во время его второго срока, когда он начал сажать в тюрьму членов оппозиции. Его неоднозначная позиция относительно того, уйдет ли он в отставку по истечении срока своего мандата, спровоцировала ожесточенные столкновения между протестующими и жандармами. По данным правозащитных групп, с 2021 года в ходе протестов погибло более 60 человек.

Менеджер по избирательным операциям компании PASTEF Ламин Сане отмечает: «Мы пережили одни из самых мрачных моментов в истории этой страны. Нас атаковали со всех сторон. Наша политическая партия была распущена, нашего лидера посадили в тюрьму, сотни молодых людей были убиты просто за то, что они требовали хорошего управления. Несмотря ни на что, мы остались стойкими. И теперь на нас лежит тяжелая ответственность вернуть эту страну к демократии».

После объявления результатов выборов тысячи людей вышли на улицы, чтобы отпраздновать это событие. Дети аплодировали, сидя на плечах своих родителей, в то время как другие свешивались из окон машин с флагами на плечах и кричали: «Мы свободны! Сенегал свободен!».

Кстати, напряженность в отношениях Франции и Сенегала проявляется не только в больших политических вопросах, но и на бытовом уровне. Очень символично, но в четверг, 28 марта, сенегальцы в Пятой республике провели демонстрацию в защиту Самбы Диор Диань – молодого человека родом из сенегальского Дьеппаля, убитого французской полицией.

Как уточняет портал Senego.com, Самба Диор Диань был убит в ночь с 12 на 13 марта в Ваттиньи в доме, где он жил с еще тремя африканскими студентами. Трагедия, по данным Senego, произошла после вмешательства полиции после сообщения о шуме в их квартире. Именно сотрудники французской полиции застрелили его из табельного оружия, когда что-то пошло не так.

Сразу после окончательного объявления победы антифранцузского кандидата Файе во французских СМИ стала нарастать паника. Так, газета Les Echos выпустила целых два аналитических материала, в которых констатируется провал французского влияния в Африке.

В материале под названием «В Западной Африке крестовый поход против франка КФА» авторы перечисляют, что друг за другом от связанной с евро валютой стали отказываться Нигер, Мали и Буркина-Фасо, а теперь еще и Сенегал. Отмечается также, что уже перечисленные Мали, Нигер и Буркина-Фасо захлопнули дверь Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) и создали Альянс государств Сахеля (АЕС).

Приводятся и слова нигерского генерала Абдурахмана Тчиани: «Больше не может быть и речи о том, чтобы наши государства были дойной коровой Франции. Франция нас ограбила. Валюта – это шаг к выходу из этой колонизации».

Помимо этого, Les Echos анализирует, что в Африке наблюдается «великий упадок французских компаний». В подводке к основному тексту автор подчеркивает: «Франция сталкивается с конкуренцией, как никогда раньше на своей бывшей родине. Год назад Эммануэль Макрон стукнул кулаком по столу и призвал к «французскому экономическому пробуждению в Африке». Но преобладает выжидательная позиция, и новые отношения, которых требуют обе стороны, с трудом материализуются».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру