После того, как Аун был объявлен президентом, он фактически ушел с поста главнокомандующего сухопутными войсками. Он прибыл в парламент для приведения к присяге в гражданской одежде, отмечает CNN.
В своей приветственной речи Аун приветствовал наступление “новой эры” в Ливане, пообещав вывести страну из множества экономических и политических кризисов. Он также дал редкое обещание “монополизировать оружие” в рамках государственного мандата, что является явным намеком на арсенал поддерживаемой Ираном группировки боевиков "Хезболла".
"Хезболла" - самая хорошо вооруженная группировка боевиков на Ближнем Востоке, и до разрушительной войны с Израилем прошлой осенью она обладала влиянием по меньшей мере в трех странах, напоминает CNN. Тяжелые удары, нанесенные Израилем в ходе конфликта, вкупе с падением в декабре его союзника, президента Сирии Башара Асада, серьезно ослабили "Хезболлу", возродив давние внутренние дебаты о разоружении группировки. Соглашение о прекращении огня, подписанное при посредничестве США 27 ноября, также предусматривает, что "Хезболла" должна уйти из приграничного с Израилем района, что еще больше подорвет ее военные позиции. По условиям соглашения, израильские войска также должны покинуть территорию Ливана к концу января.
Ливанская армия не участвовала в полномасштабной войне с Израилем, но является ключевым игроком в выполнении соглашения о прекращении огня.
Главная задача Ауна - подтвердить роль ливанской армии, особенно на юге Ливана, где с конца 1970-х годов контроль над армией оспаривали такие группировки, как Организация освобождения Палестины и "Хезболла", отмечает The Guardian
“Ливанское государство – я повторяю, ливанское государство – избавится от израильской оккупации”, - сказал Аун в своей речи. Новый президент также поднял вопрос о “оборонительной стратегии” Ливана против Израиля, официально классифицированного как вражеское государство, без участия "Хезболлы". Эта вооруженная группировка долгое время считалась де-факто военной силой, которой поручено бороться с Израилем.
“Мое выступление будет включать в себя обсуждение нашей оборонительной стратегии, которая позволит ливанскому государству избавиться от израильской оккупации и ответить на ее агрессию”, - сказал Аун.
В Ливане не было президента с тех пор, как в октябре 2022 года закончился срок полномочий бывшего президента Мишеля Ауна, который не является родственником Жозефа Ауна. Бывшего президента поддерживала поддерживаемая Ираном "Хезболла". Переговоры о его преемнике не увенчались успехом, что усилило напряженность между прозападным и проиранским лагерями в стране.
До начала парламентских заседаний в четверг за последние два года было предпринято 12 неудачных попыток избрать президента.
Парламентский блок “Хезболлы” заявил, что они отдали свои голоса за Ауна во втором туре голосования, чтобы способствовать “национальному единству”, но воздержались от голосования в первом туре, чтобы "послать сигнал". “Мы хотели послать сообщение, что мы являемся защитниками суверенитета”, - заявил журналистам глава блока "Хезболла" Мохаммад Раад. Во втором туре голосования Аун набрал 99 парламентских голосов из 128.
В рамках конфессиональной системы разделения власти в крошечной стране Восточного Средиземноморья президентом Ливана, как правило, является христианин-маронит.
Пресс-секретарь Генерального секретаря ООН Антонио Гутерриша приветствовал выборы как “важный шаг к преодолению политического и институционального тупика, в котором находится Ливан после более чем двухлетнего президентского вакуума“, в то время как Джо Байден назвал Ауна ”подходящим лидером для этого времени".