Загадочные слова Трампа о скорой встрече «должностных лиц высокого уровня», но «не меня или Путина», перестали быть загадкой 17 февраля, когда Кремль подтвердил вылет в Эр-Рияд официальной делегации во главе с министром иностранных дел Сергеем Лавровым и помощником главы государства по международным делам Юрием Ушаковым. Как оказалось, президент США в свойственной ему непринужденной манере перепутал Мюнхен, где в минувшие выходные прошла конференция по безопасности, и Саудовскую Аравию. Точнее, даже не перепутал, а просто не вникал в детали. «Россия там будет с нашими людьми (…) Не уверен, кто именно там будет от каких стран. Но должностные лица высокого уровня из России, с Украины и из США», — так обрисовал предстоящую встречу Трамп.
В итоге выяснилось, что Украина в российско-американских переговорах в Эр-Рияде не участвует. Более того — Россия в принципе не считает украинский вопрос первостепенным для этой встречи, он просто «упоминается» среди других региональных проблем. «Президенты (Путин и Трамп) договорились, что нужно диалог возобновлять по всем вопросам, которые так или иначе могут быть урегулированы при участии России и Соединенных Штатов. Вот упоминалось и украинское урегулирование, упоминалась и ситуация на Ближнем Востоке, ряд других регионов мира, которые сейчас находятся в не очень спокойном состоянии», — так обрисовал свое видение этой части повестки Сергей Лавров. Основным приоритетом глава МИД, а также пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвали «восстановление всего комплекса российско-американских отношений», а также организацию саммита Путина и Трампа. Отвечая на уточняющий вопрос журналистов о подготовке возможной встречи по украинскому урегулированию и ее потенциальных участниках, Песков дважды сделал акцент на слове «возможной». «Все модальности будут обсуждаться только во вторник. Имеются в виду те модальности, которые могут обсуждаться не на высшем уровне», — отметил спикер Кремля.
На двустороннем треке, как следует из сообщения по итогам телефонного разговора Лаврова и госсекретаря США Марко Рубио, Москва рассчитывает обсудить с посланниками Трампа «накопившиеся проблемы в российско-американских отношениях», включая снятие «унаследованных от прежней администрации односторонних барьеров на пути взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества» и «конкретные шаги по взаимному снятию препон для работы загранпредставительств». Напомним, что посольство США в Москве, а также американские консульства в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке прекратили прием россиян с 2021 года. В 2024 году США закрыли российский визовый центр с отделениями в Вашингтоне и Нью-Йорке. Еще раньше были закрыты российские консульства в Сан-Франциско и Сиэтле. Кроме того, почти 8 лет не решается вопрос об отобранной у России дипломатической собственности.
Поскольку Сергей Лавров и Юрий Ушаков не являются специалистами в экономике, в Эр-Рияд отправляется также глава РФПИ Кирилл Дмитриев. Его основной задачей источники называют «укрепление экономического сотрудничества между Москвой и Вашингтоном», но поскольку укреплять сейчас совершенно нечего, очевидно, что на самом деле обсуждаться будет возможность возобновления хоть каких-то контактов и связей. А значит — ослабление санкций. Кроме того, Дмитриев неплохо разбирается в «энергетическом секторе», который также фигурировал в недавнем разговоре Путина и Трампа. В свое время он был одним из организаторов сделки ОПЕК+ и продолжает поддерживать тесные контакты с основными участниками, включая хозяина как нынешних, так и предстоящих российско-американских переговоров — наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана.
Впрочем, риторика представителей Кремля отнюдь не означает, что Россия в принципе не заинтересована в обсуждении украинского вопроса. Другое дело, что, по мнению Кремля, его необходимо рассматривать в более широком контексте и с учетом выдвинутых в 2021 и 2024 гг. требований по гарантиям безопасности и стратегической стабильности. «Нельзя рассматривать украинский вопрос в отрыве от геополитического контекста», — на протяжении последних трех лет неоднократно повторял Сергей Лавров. В Москве считают, что, поскольку ее позиция по условиям урегулирования украинского конфликта хорошо известна, на переговорах в Эр-Рияде должна солировать американская сторона. «Мы всегда, когда отправляемся на переговоры по предложению наших партнеров, хотим прежде всего их послушать», — заявил Сергей Лавров, отметив, что услышанное будет доложено «нашим руководителям, которые будут принимать решения о дальнейших шагах». По словам Пескова, Лавров и Ушаков смогут оперативно докладывать Владимиру Путину о нюансах позиции своих американских визави — «все коммуникационные возможности для этого имеются». Однако полный доклад российских участников президент заслушает уже в Москве.