Сторонники проекта «Небесный щит» утверждают, что это будет возглавляемая Европой зона воздушной защиты, действующая отдельно от НАТО. Как поясняет The Guardian, этим проектом планируется остановить атаки российских ракет и беспилотников, которые поражают инфраструктуру за пределами основной линии фронта.
«Небесный щит», как поясняет западная пресса, охватит три действующие атомные электростанции Украины, а также города Одесса и Львов, но не линию фронта или восточную границу. Согласно недавно опубликованному документу, она может «оказать большее военное, политическое и социально-экономическое воздействие, чем 10 тысяч европейских сухопутных войск».
Среди сторонников введения такого проекта выступает бывший генерал ВВС США и верховный главнокомандующий НАТО в Европе Филип Бридлав, бывший генерал британской армии и некогда заместитель верховного главнокомандующего НАТО Ричард Ширрефф, а также бывший президент Польши Александр Квасьневский.
Другой сторонник – бывший министр иностранных дел Литвы Габриелюс Ландсбергис – заявил, что реализация проекта «станет важным компонентом активизации Европы, эффективно и действенно гарантируя безопасность Украины».
Варианты этого предложения обсуждались без особого результата с начала СВО на Украине, теперь же предложение получило новый импульс после ожесточённой стычки Зеленского и Трампа в Белом доме.
С того момента США прекратили военную помощь и ограничили обмен разведданными с Киевом. Это побудило Европу обдумывать планы дальнейшей поддержки Украины без участия Соединённых Штатов.
«Небесный щит» был разработан бывшими планировщиками Королевских ВВС, работавшими совместно с вооружёнными силами Украины, и был представлен европейским министерствам обороны. Однако у европейских лидеров не было реального желания санкционировать патрулирование украинского неба, пока идёт конфликт, отмечает The Guardian.
Сторонники соглашения полагают, что темпы развития событий на прошлой неделе означают, что идеи о защите части воздушного пространства Украины теперь могут получить новое звучание.
В западных политических кругах в то же время высказываются опасения, что это может привести к прямому конфликту истребителей стран-членов НАТО с Россией и к опасной эскалации военных действий.
Однако сторонники схемы утверждают, что, поскольку защита будет распространяться не на линию фронта, фактическое расстояние от российских самолётов составит «более 200 км».