Наступившая среда, скорее всего, не принесет облегчения предприятиям, которые жаждут определенности после победы Трампа в ноябре, констатирует CNN. Скорее, она приведет к появлению совершенно новой проблемы, поскольку страны ответят на новые тарифы контрмерами в отношении американских товаров, подготовив почву для нового этапа переговоров, который может привести к эскалации и без того ожесточенной торговой войны.
Хотя Трамп заявил журналистам в понедельник вечером, что он “определился” с планом по тарифам, советники Белого дома все еще представляли ему варианты во вторник, всего за несколько часов до установленного им самим крайнего срока, сообщает CNN.
Среди рассматриваемых планов были индивидуальные тарифные ставки для каждого торгового партнера США, взимание пошлин с определенных стран, но не с других, или введение фиксированной ставки до 20% на весь импорт. Один из чиновников Белого дома сказал CNN, что они не верили, что Трамп примет решение, до тех пор, пока в среду в 16:00 по восточному времени в Розовом саду не состоится церемония объявления результатов.
То, что Трамп в конечном итоге решит объявить о тарифах, “вступит в силу немедленно”, заявила во вторник пресс-секретарь Белого дома Каролин Ливитт. Это сомнительно с точки зрения логистики, отмечает CNN, но если бы это было так, у других стран останется мало времени на переговоры, и они могли бы отреагировать немедленным введением контрмер, таких как ответные тарифы.
Трамп рассматривает тарифы как средство достижения четырех основных целей: сдерживания потока фентанила и нелегальной миграции в США, создания равных условий для торговых партнеров, увеличения государственных доходов и стимулирования внутреннего производства.
Президент США связал фентанил и проблемы, связанные с границами, с 20%-ными пошлинами, которые он уже ввел на китайский импорт, и 25%-ными пошлинами, которыми он угрожал Канаде и Мексике.
По мнению Трампа, страны с более высокими тарифными ставками на товары американского производства или страны, с которыми у США дефицит торгового баланса, то есть страны, из которых Америка импортирует больше, чем экспортирует, “обкрадывают” Соединенные Штаты. Глава Белого дома сказал, что это является основанием для введения взаимных тарифов, которые также могут учитывать то, что администрация Трампа воспринимает как нетарифные торговые барьеры, такие как налоги на добавленную стоимость (НДС) и налоги на цифровые услуги (DST).
Эти тарифы могут особенно сильно ударить по развивающимся странам, особенно по Индии, Бразилии, Вьетнаму и другим странам Юго-Восточной Азии и Африки. Согласно недавнему анализу Morgan Stanley, в этих странах наблюдаются одни из самых больших различий в тарифных ставках на американские товары, ввозимые в их страны, по сравнению с тарифами, взимаемыми с них США.
Экономисты инвестиционного банка отмечают, что Бразилия, Индонезия, Индия, Таиланд и Вьетнам имеют самую высокую долю товаров с разницей в тарифах более чем на 5% по сравнению со ставкой, по которой США облагают налогом товары своих стран.
Но во многих странах Европейского союза также действуют НДС и налоги на цифровые услуги, что делает одного из крупнейших торговых партнеров Америки вероятной мишенью для повышения тарифов.
Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен попыталась привлечь внимание Трампа во вторник, заявив, что у ЕС есть “сильный план” по нанесению ответного удара по США. Ряд других стран, включая Канаду, Мексику, Китай, Японию и Южную Корею, также разрабатывают планы ответных мер.
Министр иностранных дел Китая Ван И заявил в комментариях, опубликованных во вторник государственной телекомпанией CCTV, что Пекин “нанесет ответный удар”, если США продолжат заниматься “шантажом”.
“‘Америка прежде всего” не должна быть американской травлей, и она не должна строить свои собственные интересы на основе ущемления законных прав и интересов других стран", - цитирует китайского министра канал RT.
Израиль применил иной подход: во вторник он объявил, что отменит все свои тарифы на американские товары, став первой страной, которая сделала это после переизбрания Трампа. Этот шаг, вероятно, был направлен на то, чтобы вывести страну из поля зрения президента, хотя Израиль ввел лишь ограниченный объем пошлин на экспорт из США.
Однако страны, которые следуют по стопам Израиля, могут быть не полностью защищены от тарифов, констатирует CNN.
Трамп уже ввел 25%-ные пошлины на весь импорт стали и алюминия, а также 25%-ный тариф на иностранные автомобили, который должен вступить в силу в четверг. 25%-ный тариф на импортные автозапчасти должен вступить в силу к началу мая. Эти тарифы будут дополнять тарифы для любой конкретной страны - например, 10%-ный тариф на весь импорт из Южной Кореи будет означать, что автомобили, алюминий и сталь оттуда будут облагаться общими тарифами в размере 35%.
Вдобавок ко всему в среду Трамп может принять решение о введении еще более жестких тарифов для всего сектора. Президент рекламировал эти тарифы как способ помочь правительству США меньше полагаться на подоходный налог как на основную форму дохода. Он даже зашел так далеко, что заявил, что доходы от тарифов могут полностью заменить подоходный налог.
Действующие тарифы и неопределенность, связанная с теми, которые Трамп еще не объявил, уже привели к падению экономики США в непростое время, когда растущая доля потребителей испытывает финансовые трудности.
Тарифный подход “все, везде и сразу” может не только значительно повысить цены, которые платят потребители, и привести к резкому падению цен на финансовых рынках, но и подтолкнуть экономику США к рецессии.
Экономисты выразили обеспокоенность по поводу экономических последствий введения тарифов. Аналитики Goldman Sachs в своей заметке на прошлой неделе заявили, что экономический рост, обусловленный фискальной политикой Трампа, не сможет компенсировать ущерб, нанесенный его масштабным тарифным планом.
Однако Трамп и его советники неоднократно отвергали идею о том, что план Трампа может иметь неприятные последствия. Ливитт заявила во вторник, что планы Трампа по снижению налогов и дерегулированию помогут снизить инфляцию, возможно, нейтрализуя влияние тарифов: “Это сработает”.