Начну со статистики. За 2024 год российские суды отправили за решетку 2409 подростков. Ровно столько было вынесено приговоров с реальным лишением свободы в отношениюи несовершеннолетних. Еще 4000 подростков осуждены условно, 1717 назначены обязательные работы, 253 — осуждены к исправительные, 443 получили наказание в виде ограничения свободы, почти 600 отправились в специализированные учебно-воспитательные утверждения закрытого типа.
Цифры может и впечатляют, но в масштабах страны это не много. Более того за последние 15 лет в борьбе с детской и подростковой преступностью достигнуты обнадеживающие результаты. Число колоний для несовершеннолетних сократилось с 62 до 12, количество подростков, находящихся там, с 10 тысяч до 800.
В прошлом году глава СКР заявил, что обеспокоен увеличение числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых подростками. «В 2023 году их стало на треть больше, а в общем массиве совершенных ими преступлений доля групповой преступности составила свыше 40%".
По мнению бывшего следователя по особо важным делам СКР Андрея Гривцова, количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, должно вроде как сокращаться. Это связано с общим снижением количества насильственных преступлений и преступлений на бытовой почве. А несовершеннолетние традиционно совершают именно такие преступления. Сейчас уровень жизни людей улучшился, меньше употребляют алкоголь, больше думают о здоровье, меньше бытовых конфликтов. Соответственно и насильственных преступлений меньше. Но статистика показывает рост. И рост этот связан прежде всего с так называемыми экстремистскими или политическими делами. Причин несколько. Это и явный перекос в законодательной и правоохранительной деятельности по борьбе с такими деяниями: избыточная криминализация, ответственность за слова и суждения, наказания за посты и мемы в интернете. Плюс молодежь традиционно не привыкла скрывать свои мысли и убеждения, склонна подпадать под влияние публичных и религиозных деятелей. Итогом и является резкое увеличение количества уголовных дел об экстремистских деяниях в отношении совсем молодых людей. Полезно ли такая карательная уголовная политика для общества? Безусловно, каждый случай индивидуален и с преступностью нужно бороться. Но в целом по этому поводу есть большие сомнения. Так уж сложилось, что наказание в России мало кого исправляет, скорее, ломает и калечит. А если речь идет о совсем молодом человеке негативное влияние наказания проявляется еще сильнее.
Некоторые эксперты связывают агрессию в подростковой среде с ростом разводов родителей. Чуть ли не каждый второй подросток заявляет: его родители живут отдельно.
Семейная ситуация, безусловно, оказывает воздействие на подростка Конечно, не только она имеет значение, чаще это ряд факторов в совокупности: личностные особенности, окружение, значимая ситуация и др. Но при этом важно, если у подростка и так есть какие-то трудности и проблемы (в подростковом возрасте они почти у всех: по крайней мере их таковыми ребята воспринимают), то конфликтная ситуация в семье все сильно может усугубить. Расставание родителей дети и так переживают очень остро, а если развод осложнен еще и дележкой детей, какими-то еще конфликтами, то это бывает сказывается самым негативным образом. Родителям не до детей, чувство одиночества толкает подростков и в плохие компании, и в провоцирующие ситуации. А кроме того, им надо быть успешными и чувствовать себя востребовано. В целом, конечно, нельзя утверждать, что любой родительский развод влечет противоправные или преступные деяния их детей. Но при определенных обстоятельствах это действительно может стать неким триггером.
Кто виноват, если ребенок совершил преступление? – По мнению психолога ПДН УМВД РФ по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга Ангелины Калюты, на ситуацию влияют многие факторы, такие как микросреды (семья, детсад, школа), так и макро (события в обществе, стране, мире) - все это так или иначе проходит через ребенка и накладывает на него отпечаток. Но за то, какой это будет отпечаток, отвечают взрослые. Ребенок, совершающий преступление (за исключением психически нездоровых детей), доведен в каком-то смысле или до отчаяния или до ощущения полной потери границ дозволенного.
Надо понимать, что девиантные дети — в основном из неблагополучных и дезорганизованных семей, а также из семей с так называемым скрытым неблагополучием. Очень многое зависит от всей истории жизни ребенка - был ли он запланированным или нет, долгожданным, того ли он пола, состояния матери, неврологического статуса ребенка и так далее. Очень много зависит от семейного стиля воспитания, от того, как в семье распределены роли, от того, какие в семье есть ожидания, страхи, от сформированного мировоззрения. Девиантность тогда является ответом на все эти факторы, вот таким способом приспособления к другим и к миру, потому что ребенок иначе не умеет, или не может донести свои мысли и переживания до других.
Чем раньше будут выявляться специалистами особенности поведения, тем больше возможностей «подхватить» ребенка, эту семью и помочь восстановить или создать благоприятные условия для роста и развития ребенка, скорректировать его неадаптивные методы взаимодействия с другими и свое поведение.
Отстать от детей во имя детей
Сегодня предлагают снизить возраст уголовной ответственности по ряду преступлений с 16 до 14 лет. Дети развиты не по годам. Насколько педагогика уверена (или не уверена) в том, что дети уже в 14 лет способны отдавать отчет всем своим действиям?
-Каждое решение, за которым встает ужесточение тех или иных мер, касающихся детей и подростков, прежде всего, на мой взгляд, должно учитывать психологические особенности развития личности ребёнка, - убежден заведующий кафедрой психология личности МГУ Александр Асмолов. - Я приведу следующий пример. Ребёнок идёт по улице. Ему 11 лет. Улица пустая. Он видит красивый велосипед, о котором он мечтал. Ребёнок садится на этот велосипед и катается целый день.
Две интерпретации его поведения.
Первая. Ребёнок украл велосипед. И тогда, с точки зрения юридической, он совершил явное противоправное деяние, за которым стоят те или иные статьи УК. Второе объяснение лежит в области психологии. Есть так называемая импульсивная мотивация. Предмет, на который обращает внимание ребёнок, является предметом, как говорят психологи, побудительного характера. Ребёнок не рефлексирует своё действие. И это поведение великие психологи назвали «полевым поведением».
Поэтому необходимо различать преднамеренное поведение и полевое импульсивное поведение, стоящее за поступками детей. Первые действия по тем или иным причинам в той или иной степени осознаются ребёнком. Второе - нет.
-Ребенок, взявший чужой велосипед, о котором мечтал, не знал, что чужое брать нельзя, не осознавал, что делает?
-Это нужно выяснять. Я привёл это как один из примеров, из которого явственно следует, что без психологической диагностики природы совершаемого ребёнком поступка, мы не можем принимать те или иные решения о степени ответственности.
-То есть прежде чем вменить в вину что-то ребенку нужно понять мотивацию?
-Именно. Следующий момент. Поведение детей может быть связано с полимотивацией (когда за действием стоит множество мотиваций). Кроме того психологи очень чётко различают «только знаемые мотивы поведения» и «реально действующие мотивы поведения». Ребёнок может знать, что такое хорошо и что такое плохо. Но это только «знаемые мотивы поведения», которые не побуждают его и которые не являются источниками его действия. А есть «реально действующие мотивы», которые ребёнок не только знает, но которым он следует.
Опять же, мы видим, насколько сложны мотивационные установки и мотивы поведения детей. Я говорю это к тому, что любое решение, касающееся тех или иных последствий для ребёнка, с моей точки зрения, должно опираться на психологическую и судебно-психологическую экспертизу.
-За многими преступлениями подростков стоят взрослые, разве не так?
-Возраст 10, 12, 15 лет - возраст с высокой чувствительностью к тем или иным навязываемым установкам. Мы, взрослые, чётко понимаем, что можем внушить те или иные поступки ребенку. И он будет знать, что если взрослый предложил эти действия, то они во благо. Так что за все, что делают дети и подростки, несут ответственность взрослые.
А теперь перенесёмся от детей к взрослым. Количество манипулятивных техник, которые используют сегодня мошенники, растёт, и у нас, взрослых, достаточно слабая устойчивость и сопротивляемость к ним. Она слабая, как показала статистика, даже у профессоров высших учебных заведений (огромное количество их стали жертвами кибер-мошенничества). И в этом смысле можем ли мы, являясь сами объектами психологического заражения, ждать иной реакции у детей?
-И все таки — нужно ли снижать возраст ответственности?
-Ни в коем случае. Репрессивное воздействие законодательной власти по отношению к мирам детства и юношества приведет к нарастанию глубочайшего межпоколенческого конфликта.
-Как думаете, почему выросло число подростков, которые употребляют наркотики?
-Источником роста употребления наркотиков являются два фактора: отсутствие интереса к жизни и бессмысленная деятельность.
-С чем связана последняя?
- Есть две линии в развитии образования. Образование как просвещение, когда тебе дают знания. И образование как просвещение личности. Школа перестает быть институтом роста, взросления ребенка. А взросление это возникновение чувства ответственности. Когда в школе преобладает деперсонализация, обезличивание, то растет количество потребления наркотиков. Вот это очень острый момент.
В поздние уже советские и постсоветские времена можно было сказать, что дети были в нормальном, стабильном психологическом состоянии?
В советские годы не было столько убийств, буллинга и других вещей в школе. Я связываю это с тем, что не было конфликта как основы для принятия решений . Исследование моего коллеги Евгения Собольского показало еще в 2005 году, что конфликт становится нормой разрешения сложных ситуаций.
Другой момент. Сегодня у детей нарастает то чувство, которое социологи называют «нарушение антологической безопасности». Всё время вторгаются в их личную сферу, всё время начинают за них решать, как им жить. А ведь агрессия всегда растёт там, где ты не сам принимаешь решение.
-Вот если представить сейчас, что нас читают много-много детей и подростков. Какие бы вы им советы дали как педагог, как психолог с учетом нашего турбулентного времени?
-Включится в значимую деятельность и расти в своей самостоятельности. Главное спасение для ребёнка являются значимые другие и культура. Когда рядом с ребёнком есть значимые другие, как значимые другие дети, так и значимые другие взрослые, для которых высшей ценностью является человеческое достоинство, у ребёнка будет ощущение, что в любых случаях он будет защищён.
Есть дети и подростки, совершившие тяжкие страшные преступления. «Им нельзя оставаться на свободе», - считают прокуроры и судьи. Они правы. Но может быть стоит рассматривать другие возможности их исправления, предшествующие этапу попадания в колонии для несовершеннолетних? И если уж подросток попал за решетку, то стоит помещать его в небольшие отряды, до 10 человек, чтобы коррекционная работа была индивидуальной и чуткой. Но главное — нужно спрашивать по всей строгости с тех взрослых, которые их подтолкнули на злодеяния или с чьего молчаливого согласия они их творили.