«Запад уже не тот, каким хотел себя видеть», - убежден генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. Он рассказал о позиции известного французского историка, социолога, демографа и журналиста Эммануэля Тодда, который в свое время предсказал распад СССР. Прошлой осенью вышла его новая книга «Поражение Запада», которая стала политологическим бестселлером. В ней француз утверждает, что Украина проиграет противостояние с Россией, а вместе с ней проиграет его и Запад. Это будет результатом экономической стагнации и гибели национальных государств. Они исчезли из-за ущемления среднего класса, и теперь на Западе существуют лишь очень богатые и все остальные. Правящие элиты исповедуют космополитическую идеологию, а интересы широких масс населения не принимаются в расчёт.
Это мнение подтверждают истории выборов, прошедших на Западе в последнее время. Не рассматривая примеры США, где против Трампа было выдвинуто 88 судебных обвинений в попытке не пустить его к власти, политологи говорили об «удачных» методах борьбы с волей собственного народа в Европе. Используются не только судебные преследования (во Франции против Марин Ле Пен), но и откровенные фальсификации (Молдова, где голоса диаспоры решили исход выборов) или нарушения избирательных прав граждан (отмена первого тура голосования в Румынии). «Наблюдается наступление тоталитаризма в жизни ЕС, - считает директор Центра политического анализа, член Общественной палаты Москвы Павел Данилин. – Народы Европы сталкиваются с выбором между национальным суверенитетом и понуканиями из Брюсселя».
Политолог отметил, что сейчас нет правых, левых и центристских партий в Европе, как описывает их классическая политическая наука. А есть системные и несистемные партии, с которыми борются, не взирая ни на какие нормы права и морали. Директор института новейших государств Алексей Мартынов сказал, что и несистемными их назвать нельзя: «Партия Симиона в Румынии представлена в верхней и нижней палатах парламента, но его все равно в президенты не пустили».
По мнению Павла Данилина системные партии выделяются своей повесткой, где обязательно присутствует экологическая тематика, защита прав меньшинств, антироссийские настроения, произраильская риторика и лояльность к глобалистским элитам. Если же партия хоть на шаг отступает от этих приоритетов, то становится нежелательной, и против нее все средства хороши.
Так социолог лаборатории новых технологий Экспертного института социальных исследований Илья Казаков рассказал о комической истории объявления Альтернативы для Германии (АДГ) правоэкстремистской партией. Это в спешке сделало уходящее правительство Шольца и решение отменили из-за абсурдности обвинений. Например, АДГ предъявили претензии в чрезмерном дружелюбии, что является показателем не либерального стиля поведения. «Обольщаться не стоит, АДГ, в конце концов, признают партией фашистского толка, хотя в ее поддержку высказываются из США, - считает социолог. – Это создаст ей проблемы с финансированием, с привлечением новых членов, за ней будет установлена слежка. Хотя сейчас это первая по популярности партия в Германии, и 35% ее сторонников согласны с политическими идеями АДГ».
«С Ле Пен во Франции поступили по тому же шаблону, что с АДГ в Германии, - уверен декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Павел Селезнев. – Существует колосальная поляризация общества, и правящие элиты страшно боятся, что все это плохо кончится, для тех, кто препятствует политическому разнообразию». Алексей Мартынов вспомнил рассказ Павла Дурова о попытке навязать ему вмешательство в выборы в Румынии французской разведкой: «Макрон обещал румынам, что все решит. У него есть ребята, которые много лет оболванивают французов, и его переизбирают не смотря на гигантский антирейтинг популярности». С ним согласился Павел Селезнев: «Французы все схавают. Общество там терпит все». Он обратил внимание на то, что сколько бы не происходило скандалов с Макроном (пощёчина от избирателя, отстранения от разговора Трампом в Ватикане, последняя история в купе поезда с наркотиками), он отряхивается и встает. «Макрон еще выглядит мачо на фоне европейских лидеров и метит в главы ЕС, - улыбается Павел Селезнев. – Он сейчас заговорил о суверенитете ЕС, а не о суверенитете Франции, прошу заметить».
«ЕС демонстрирует импотенцию своей бюрократии, - уверен член правления Российской ассоциации политической науки, руководитель проектов Экспертного института социальных исследований Владимир Шаповалов. – Они не обладают легетимностью, стабильностью и эффективностью. В то время как Россия показывает патриотический консенсус в обществе, стабильные высокие рейтинги доверия президенту и правительству, эффективную экономику с ростом в четыре раза большим, чем в Европе».
Он также отметил среди положительных черт нашего руководства высокую степень контроля и быстроту реакции. «Об этом свидетельствует предложение Путина о переговорах с украинцами в час ночи, которое перевернуло мировую новостную повестку».