Не зря нынешняя тема ежегодного международного форума «Примаковские чтения» звучит как «Мировая турбулентность». В молниеносно изменяющейся повестке дня бывает сложно оставаться верным себе, но сделать это бывает жизненно необходимо.
Как никогда актуально звучит отстаиваемое Россией и ее единомышленниками многополярное мироустройство. И, что важно, сам термин совсем не нов. В ходе своего выступления министр иностранных дел России Сергей Лавров напомнил, что концепция многополярного мира была сформулирована Евгением Примаковым. Уже в середине 1990-х годов, подчеркнул министр, доктрина Примакова дала ответ на разные модные в то время концепции вроде «конца истории» или «столкновения цивилизаций». Прошло несколько десятилетий с тех пор и теперь звучит риторический вопрос: кто оказался прав?
«Правы ли были те, кто предполагал тотальное доминирование западного мироустройства? Или же прав был Примаков, который подвиг нас стать на правильную сторону истории?» – задал практически риторические вопросы министр.
Ответ действительно очевиден. Ведь по плодам западной политики можно сделать однозначные выводы. А плоды эти – ох, как не сладки! Все чаще и громче с высоких западных трибун звучат призывы к реформированию Устава ООН. Однако Сергей Лавров заявил, что менять его не стоит, поскольку его содержание справедливо.
Принципы ООН, пояснил глава российского МИД, лежат в основе многополярности: «Однако эти принципы применяются далеко не всеми».
Западные коллеги, подчеркнул Лавров, применяют такую логику, которая вписывается в их философию «порядок, основанный на правилах» – «правилах, которые никто не видел. Но они их применяют».
Это проявляется и в делах Запада. Министр привел в пример ситуацию с распадом Югославии – событие, которое было осуществлено для отрыва края Косово от Сербии. У проживающих там людей никто не спрашивал, желают ли они быть отделены или нет. По сути, не был проведен референдум. Запад это не беспокоило: «Мол, там идет мирный процесс».
Однако же, когда Россия возвращала Крым, четко руководствуясь желанием проживающих там людей вернуться в состав РФ, Запад незамедлительно возмутился. Те же двойные стандарты западников проявляются и в их громких заявлениях о правах человека и одновременном игнорировании преступных деяний киевского режима.
«Именно для того, чтобы не было извращенных толкований Устава, Россия принимает участие в группе единомышленников по защите Устава ООН», – пояснил Сергей Лавров. Показательно, что к этой группе хотят присоединиться все больше стран.
Но ясно и то, почему Запад защищает киевский режим, стараясь всеми силами затереть его террористическую сущность. Глава российского МИД обратил внимание на поощряемую Западом печальную тенденцию к возрождению нацизма, несмотря на обязательность соблюдения всех принципов Нюрнбергского трибунала. На Западе и в Европе все это знают, отметил министр, но продолжают поощрять неонацистские тенденции на Украине и в странах Прибалтики. Они используют эти тенденции, подчеркнул Лавров, для нанесения максимального ущерба России.
В эту же копилку ложится и тот факт, что генсек ООН Антониу Гутерриш игнорирует просьбы России огласить имена погибших людей, чьи трупы показывали западные журналисты в своих репортажах о событиях в Буче. Уже не говоря о трагических событиях 2 мая 2014 года в Одессе. Это все, по словам Лаврова, вызывает тревогу: «Все годится, лишь бы сделать России больно».
При всем этом Запад явно проигрывает. Очевидно, как выразился Лавров, «фиаско западной стратегии». Особенно в рамках украинского конфликта. Все чаще от этих стран слышны призывы к перемирию, но еще недавно сам Зеленский от этого упрямо отказывался.
Тревожат, по словам Лаврова, два момента: что Евросоюз превратился в военную машину НАТО, а также позиция Германии по украинскому конфликту. Последняя, например, в лице канцлера ФРГ Фридриха Мерца, всячески заявляет о готовности помогать Киеву с оружием. Не исключается и поставка ракет «Таурус».
И правильно выразился Сергей Викторович: в отношениях с Западом формула «доверяй, но проверяй» недостаточна. Кстати, говоря о возобновлении контактов с США, Лавров признал, что оно хоть и медленно, но идет. И эти отношения могут пойти на пользу миру.
Что же до Евросоюза, то сам он не демонстрирует желания сблизиться, хотя Москва к диалогу всегда готова. Но лишь при одном условии, которое саркастически озвучил глава внешнеполитического ведомства: «Когда международное оборзение завершится».
Комментируя сообщения о прекращении огня между Израилем и Ираном, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров напомнил, что российская позиция очень простая. Наши предложения, подчеркнул министр, нацелены на то, что нельзя достигать договорённостей за счёт права Ирана на обогащение урана в контексте мирной ядерной программы. Мы по-прежнему готовы к сотрудничеству, если заинтересованные стороны к нам обратятся, предупредил Лавров.
Оценивая сообщения о прекращении огня между Ираном и Израилем, министр иностранных дел отметил, что пока очень трудно сделать выводы. Но Москва будет только приветствовать, если такие договоренности будут действовать: «Давайте не будем делать скороспелых выводов. Но мы за мир!».