На энергетическом фронте – очередное обострение. В ночь на 22 августа ВСУ снова попытались перерезать «артерию» нефтепровода «Дружба», атакуя участок в Брянской области. Глава венгерского МИД Петер Сийярто заявил, что это уже третий раз за август, когда ВСУ атакуют этот объект, обеспечивающий поставки российской нефти в страну. Этот стратегически важный маршрут доставляет российскую нефть в Европу, в частности, в Венгрию.
Глава Брянской области Александр Богомаз в своём телеграм-канале сообщил, что в результате отражения комбинированного удара, нанесенного реактивными снарядами РСЗО «Хаймарс» и беспилотными летательными аппаратами, произошло возгорание на объекте топливной инфраструктуры.
Ночной удар тут же остановил поставки в Словакию, вынудив обе страны встать на защиту своих интересов. Будапешт и Братислава забросали Еврокомиссию жалобами, требуя гарантий безопасности и обвиняя Брюссель в пренебрежении. Страны требуют от ЕК гарантий безопасности поставок, обещанных ранее, утверждая, что из-за последней атаки поставки могут быть прерваны как минимум на пять дней.
Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии, помимо прочего выразил свое недовольство действиями Украины в письме Дональду Трампу, отметив, что украинские силы нанесли удары по нефтепроводу «Дружба», от которого зависят поставки нефти в Венгрию и Словакию. Он подчеркнул, что, несмотря на поддержку, оказываемую Венгрией Украине, Киев ответил атаками на жизненно важный объект, что Орбан счел крайне недружественным шагом. Орбан выразил надежду на то, что Трамп сможет урегулировать ситуацию.
Братислава заявила о неприемлемости угроз энергетической безопасности. Ранее, в марте, украинский дрон атаковал измерительную станцию нефтепровода, также приведя к остановке поставок в Венгрию. Ответственность за тот удар взял на себя Генштаб ВСУ.
До этого, 13 августа, НПЗ «Дружба» также подвергался атаке. Поставки были возобновлены лишь 19 августа. Украину обвинили в угрозе энергетической безопасности Венгрии после очередного инцидента с нефтепроводом.
О последствиях и дальнейших возможных развитиях вариантов событий мы поговорили с экспертом – ведущим аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности Игорем Юшковым:
«Я думаю, что атаки эти будут и дальше продолжаться. Даже если сейчас мы починим этот нефтепровод, Украина дальше будет пытаться по нему ударить. Опять же, не потому, что они хотят прекратить поставки российской нефти. Если бы они действительно хотели это сделать, то и не надо было бы бить по нефтепроводу «Дружба», потому что этот нефтепровод идёт из России, а потом из Белоруссии переходит на Украину. Украинский участок фактически самый протяжённый, а дальше – Венгрия и Словакия. Поэтому если бы им нужно было остановить поставки российской нефти в Европу, они просто перекрыли бы транзит - и всё.
Смысл их удара в другом. Вероятно, он заключается в том, чтобы вывести Россию из себя, то есть как-то спровоцировать жёсткий ответ, чтобы показать прежде всего Трампу, что Россия не готова к мирному процессу, а значит, с ней не надо вести диалог. В этом плане Киев выступает в качестве некой партии войны, потому что руководство Украины – Зеленский и его команда, они прекрасно понимают, если сейчас закончится вооружённый конфликт, то им радикально сократят финансирование из рубежа, сократят военную помощь, а значит и смысла содержания их власти тоже не будет. То есть они рискуют потерять всё. И влияние, и деньги, никаких гарантий их личной безопасности, в общем-то, тоже не будет.
Поэтому для них важно продолжать этот конфликт и сорвать все мирные переговоры. Для Венгрии, Словакии и Сербии поставка нефти через НПЗ «Дружба» – самый выгодный вариант. Любая альтернатива будет просто дороже. Венгрия, Словакия и все остальные негативно реагируют на эти удары, потому что, если будет более дорогая нефть, получится более дорогое топливо, а значит, это будет удар по всей экономике.
Венгрия хоть и угрожает Украине в ответ ввести какие-то ограничения, на самом деле этого не делает. Венгрия и Словакия могли бы перекрыть и поставку электроэнергии, и поставку газа, и поставку нефтепродуктов, которые тоже делают из российской нефти, но они опасаются, что в ответ Брюссель будет давить на них, будет ограничивать поставки, переводы денег из общеевропейских фондов, таким образом ударит экономически по этим двум странам. Поэтому они только призывают давить на Украину, но сами в реальности ничего не делают».