Резолюция, принятая 13 голосами “за” при воздержавшихся Китае и России, наметила “новый курс на Ближнем Востоке как для израильтян и палестинцев, так и для всех народов региона”, - заявил в зале Совета представитель США при ООН Майк Уолц.
Включение упоминаний о независимой Палестине стало ценой, которую США заплатили за поддержку со стороны арабского и исламского мира, которые, как ожидается, предоставят миротворцев для международных сил по стабилизации (ISF), отмечает The Guardian.
Однако накануне голосования в ООН премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху вновь заявил о решительном несогласии своего правительства с созданием палестинского государства, подняв вопрос о том, допустит ли Израиль реализацию утвержденных ООН предложений.
После голосования ХАМАС отверг то, что он назвал навязанным “международным механизмом опеки”, и настаивал на том, что он не будет разоружаться.
Сторонники резолюции заявили, что она должна привести к немедленному снятию сохраняющихся ограничений на поток гуманитарной помощи в Газу, созданию международных стабилизационных сил, которые заполнили бы вакуум, образовавшийся после вывода израильских войск, и продвижению к восстановлению и возможному “пути к самоопределению и государственности Палестинцев”.
Ссылка на палестинскую государственность была компромиссным дополнением к первоначальному американскому проекту, в котором это не упоминалось. Однако, комментирует The Guardian, формулировка расплывчата и условна, обещая лишь, что, как только Палестинская администрация реформирует себя и начнется восстановление Газы, “наконец-то могут быть созданы условия для надежного пути к самоопределению и государственности Палестинцев”.
Эти формулировки были далеки от твердой приверженности созданию палестинского государства рядом с Израилем, к чему стремились арабские и исламские государства, а также члены Европейского совета, но в своих выступлениях в палате представителей после голосования делегаты из этих стран заявили, что они готовы пойти на компромисс в интересах продления соглашения. нынешнее перемирие и немедленные меры по обеспечению продовольствием и защитой 2,2 миллиона палестинцев в Газе.
“Переходные меры, к которым мы приступаем сегодня, должны осуществляться в соответствии с международным правом и при уважении суверенитета и самоопределения Палестинцев”, - заявил Джеймс Кариуки, временный поверенный в делах Великобритании.
“Мы представили поправки, которые считаем необходимыми для обеспечения баланса и целостности текста. Некоторые из этих предложений были приняты к сведению, - сказал алжирский посланник Амар Бенджама, выступая от имени арабского блока и давая понять, что он рассматривает этот документ как посев семян палестинского суверенитета. – Алжир, наконец, решил проголосовать за этот текст, текст, в котором мы поддерживаем его основную цель, а именно поддержание режима прекращения огня и создание условий, позволяющих палестинскому народу осуществить свои неизмеримые права на самоопределение и государственность”.
Бенджама обратил внимание на приложение к резолюции, в котором, по его словам, рассматриваются права палестинцев. “Эту резолюцию необходимо прочитать полностью. Приложение к ней является ее неотъемлемой частью, и все стороны должны ее соблюдать”, - сказал он. “Это четко подтверждает отсутствие аннексии, оккупации или принудительного перемещения”.
Хотя премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, как сообщается, неохотно согласился с формулировкой резолюции в ходе переговоров с Вашингтоном, он пошел на попятную после возмущенной реакции крайне правого крыла своей правящей коалиции. В воскресенье премьер-министр заявил, что “наше неприятие палестинского государства на любой территории не изменилось”.
Резолюция стала редким примером согласованных действий ООН по Газе после двух лет дипломатического тупика, в течение которых было убито по меньшей мере 71 000 палестинцев и которые вызвали обвинения в геноциде со стороны комиссии ООН по расследованию и правозащитных групп, констатирует The Guardian. Ценой принятия резолюции, при которой Россия и Китай воздержались, а не воспользовались своим правом вето, стали расплывчатые формулировки, которые оставили многие вопросы неопределенными.
Документ наделяет полномочиями по общему надзору “совет мира”, возглавляемый Трампом, но с неопределенным составом членов. Совет должен отчитываться перед ООН, но он не связан пожеланиями ООН или Палестинской администрации. В резолюции также содержится призыв к созданию палестинского технократического комитета, который, как предполагается, будет осуществлять повседневное управление сектором Газа и предоставлять услуги, но далеко не ясно, кто будет принимать в этом участие.
Мандат международных сил ISF наделяет их полномочиями по разоружению и роспуску вооруженных группировок в Газе, таких как ХАМАС, но далеко не ясно, согласятся ли страны, которые хотели бы предоставить войска, попытаться противостоять ХАМАСУ. Пока ни одна страна не взяла на себя обязательство направить миротворцев, напоминает The Guardian.
После голосования ХАМАС вновь заявил, что не будет разоружаться, что потенциально может противопоставить группировку боевиков международным силам, санкционированным резолюцией. “Резолюция устанавливает международный механизм опеки над сектором Газа, который отвергают наш народ и его группировки”, - говорится в заявлении палестинской исламистской группировки.
Критерии для реформирования Палестинской автономии, которые являются предварительным условием для перехода к суверенному палестинскому государству, остались туманными.
Трамп отметил голосование как “момент поистине исторического значения” в своем посте в социальных сетях, добавив, что “в ближайшие недели будут объявлены члены правления и еще много интересных объявлений”.