«Нарастающая ракетная угроза может нанести Украине сокрушительный удар и потенциально выйти за ее пределы», — сказал Дрисколл.
По словам американского министра, Москва производит ракеты быстрее, чем успевает их применять, формируя тем самым растущую «подушку» вооружений.
Дрисколл подчеркнул, что эта накопленная мощь представляет собой прямую угрозу, которая может выйти за пределы Украины и нанести сокрушительный удар. Он также указал на тяжелую ситуацию, сложившуюся на фронте для Киева, подчеркнув риск неминуемого поражения в случае невозможности достичь дипломатического урегулирования.
По данным СМИ, евросоюзники восприняли это заявление как тревожный сигнал и дипломатическое давление на Киев и Брюссель с целью скорейшего подписания мирного соглашения. Тезис Дрисколла о том, что конфликт необходимо урегулировать как можно быстрее во избежание эскалации рисков из-за растущей российской военной мощи, стал центральным элементом американской позиции.
Ранее президент США Дональд Трамп также заявлял о согласовании «многих пунктов» мирного плана по Украине, указывая на необходимость территориальных компромиссов. Нынешнее предупреждение министра армии США, по данным источников, было направлено на то, чтобы убедить европейских партнеров в безотлагательности подобных шагов.
Как утверждают многие эксперты: это откровенная и целенаправленная кампания Вашингтона по подталкиванию Европы к миру, а не к эскалации конфликта. Вместо традиционных призывов к наращиванию военной поддержки Украины американцы используют иной, более мощный инструмент — страх. Предупреждая о стремительном росте военной мощи России, который якобы начинает угрожать уже не только Украине, но и самой Европе, США напрямую указывают союзникам на неприемлемую цену продолжения войны.
«По сути, Вашингтон транслирует простой месседж: либо мы добиваемся быстрого дипломатического решения на своих условиях, либо ситуация выйдет из-под контроля, и вы, европейцы, окажетесь на передовой новой, еще более опасной конфронтации», - пишет в своих соцсетях политолог Александр Оленев.
«Российская ракетная угроза» используется здесь не для мобилизации Запада, а как ключевой аргумент в пользу принуждения к переговорам, считает он.
Как рассказал «МК» военный аналитик и главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, в «ракетной тревоге» есть два аспекта.
- С одной стороны, Дрисколл действительно оказывает давление, но с другой — его заявление основано на разведывательной информации, которая есть у США. Штаты оценивают возможности России в области нанесения ракетных ударов в обычном, неядерном, оснащении, - говорит он.
По словам эксперта, речь идёт о таких комплексах, как «Искандер», «Кинжал», недавно применённый «Орешник», а также о других ракетных системах.
- Россия может прибегнуть к их использованию в ответ на неблагоприятное развитие военно-политической ситуации. Например, на ужесточение позиции ЕС в конфликте вокруг Украины, на прямые попытки спровоцировать Россию на военный конфликт, или на введение таких решений, как блокада судоходства из российских портов на Балтике.
Сюда же можно отнести попытки заблокировать транспортные коммуникации с Калининградской областью или поставку Украине дестабилизирующих видов вооружений, в первую очередь ракетных. Соответственно, Россия может предпринять ответные действия.
- Откуда, по-вашему, могла поступить информация о наших ракетах?
- В США достаточно мощная военная разведка — есть ЦРУ, есть Разведывательное управление министерства обороны (РУМО), которые как раз и анализируют оборонные возможности других стран. Все наши предприятия, выпускающие ракетное вооружение, находятся под постоянным мониторингом американской спутниковой группировки. В США работает большой аналитический аппарат, специалисты приходят к определённым выводам, а официальные лица, такие как Дрисколл, эти выводы озвучивают.
Я считаю, что в его заявлении, с одной стороны, есть элемент давления на Зеленского и Европу, а с другой — это определённо официальная американская оценка, а не просто блеф.
- Европа поддастся этому давлению?
- Логика такова: администрации Трампа нужно скорейшее заключение и реализация мирного плана. Президент США хочет получить Нобелевскую премию мира, «как у Обамы», и войти в историю. Украина сама по себе не является ключевым приоритетом для США, но она — важнейший приоритет для Евросоюза и европейских стран НАТО.
В этой ситуации Европа будет делать всё возможное, чтобы торпедировать мирный план Трампа и противодействовать американским инициативам — либо размывать их, либо требовать пересмотра. Как получится. Соответственно, США, в свою очередь, будут на Европу давить. А вот насколько успешно они будут это делать — вопрос открытый. Давно бы уже продавили, если бы были стопроцентные возможности.
Либо у них нет полного желания идти до конца в реализации своего плана, либо используемые рычаги давления не так эффективны. Во всяком случае факты говорят о том, что европейцы, включая Великобританию, активно противодействуют мирному плану США.