Вооруженные силы США захватили нефтяной танкер у берегов Венесуэлы в рамках масштабной четырехмесячной кампании давления Дональда Трампа на президента южноамериканской страны Николаса Мадуро, правительство которого назвало захват судна “актом международного пиратства”.
Дональд Трамп подтвердил проведение операции в среду, заявив: “Мы только что захватили танкер у берегов Венесуэлы – большой танкер, очень большой, самый крупный из когда-либо захваченных”.
“Он был захвачен по очень веской причине”, - добавил президент США, отказавшись сообщить, кому принадлежало судно.
Пэм Бонди, генеральный прокурор США, опубликовала видеозапись захвата на платформе социальных сетей X. На зернистом 45-секундном видео видно, как американские военные высаживаются на танкер с вертолета, пишет The Guardian.
В сопроводительном заявлении Бонди сообщила, что ФБР, следственные органы Национальной безопасности и береговая охрана США при поддержке Министерства обороны “оформили ордер на арест танкера с сырой нефтью, который использовался для транспортировки подпадающей под санкции нефти из Венесуэлы и Ирана”.
Генпрокурор сказала, что танкер был подвергнут санкциям США “несколько лет” назад из-за его “участия в незаконной сети транспортировки нефти, поддерживающей иностранные террористические организации”.
Министерство внутренней безопасности США (DHS) опубликовало собственную видеозапись пиратского нападения, в которую был вставлен отрывок из песни LL Cool J. Mama Said Knock You Out. Это ведомство неоднократно подвергалось критике за использование музыки для рекламы иммиграционных и таможенных служб (ICE) при приеме на работу. DHS недавно использовало песню Сабрины Карпентер без разрешения, что побудило поп-звезду заявить, что видео было “злым и отвратительным”.
Правительство Венесуэлы заявило, что захват судна “представляет собой вопиющую кражу и акт международного пиратства”.
Далее в заявлении венесуэльских властей говорилось: “В этих обстоятельствах наконец-то были раскрыты истинные причины продолжительной агрессии против Венесуэлы… Речь всегда шла о наших природных ресурсах, нашей нефти, нашей энергии, ресурсах, которые принадлежат исключительно венесуэльскому народу”.
Ранее, выступая на митинге в Каракасе, Мадуро призвал граждан вести себя как “воины” и быть готовыми “при необходимости выбить зубы Североамериканской империи”.
Мадуро находится у власти с 2013 года, когда он сменил Уго Чавеса после его смерти от рака. С августа США назначили награду в размере 50 миллионов долларов за голову Мадуро, развернули крупнейшую военно-морскую операцию в Карибском море со времен Карибского ракетного кризиса 1962 года и нанесли серию смертоносных авиаударов по предполагаемым наркоторговцам, в результате которых погибло более 80 человек, напоминает The Guardian.
Во вторник два американских истребителя около 40 минут кружили над Венесуэльским заливом. Самолет пролетел к северу от Маракайбо, одного из самых густонаселенных городов Венесуэлы.
В среду лидер венесуэльской оппозиции Мария Корина Мачадо, была удостоена Нобелевской премии мира с формулировкой за “неустанную работу по защите демократических прав народа Венесуэлы и за ее борьбу за достижение мирного и справедливого перехода от диктатуры к демократии”.
Дочь Мачадо, Ана Корина Соса Мачадо, приняла премию, заявив на церемонии в Осло, что борьба ее матери за прекращение многолетней “непристойной коррупции” и “жестокой диктатуры” будет продолжаться.
Венесуэла обладает крупнейшими в мире доказанными запасами нефти, и, хотя годы бесхозяйственности и коррупции нанесли серьезный ущерб нефтяной промышленности страны, экспорт нефти остается основным источником дохода Венесуэлы. Основным потребителем является Китай, пишет The Guardian.
В интервью, данном на прошлой неделе, бывший главный советник Джо Байдена по Латинской Америке Хуан Гонсалес сказал, что примерно во время прошлогодних выборов он настаивал на том, чтобы США разместили два эсминца военно-морского флота у берегов Венесуэлы “и даже ввели нефтяную блокаду”. Этого так и не произошло, но Гонсалес полагал, что одним из возможных путей выхода из нынешнего кризиса для администрации Трампа могло бы стать принуждение Мадуро к проведению референдума, возможно, в 2027 году, но с угрозой “реальных жестких последствий”, таких как блокада, если результаты не будут соблюдены.
“Я думаю, что это потенциально жизнеспособный вариант, с которым должен быть связан очень надежный и агрессивный ответный удар”, - сказал Гонсалес, добавив: “Введение нефтяной блокады остановит всю экономику”.
“Это менее агрессивно, чем наземный удар, но все равно считается актом войны, - добавил Гонсалес, который был старшим директором Совета национальной безопасности по западному полушарию при администрации Байдена. - Он [Трамп] может предпринять односторонние действия, заблокировав выезд нефтяных танкеров из страны или въезд в нее, и это, я думаю, ускорит уход Мадуро”.