В целом, кстати, численность русских на территориях бывшего СССР, как отмечают исследователи, сократилась с 1989 года по настоящее время с 145 млн до 126 млн человек.
Этнический состав России претерпит серьезные изменения. Доля русских в населении будет сокращена до 71%, а «потерянные» 10% уйдут к некоренным народностям. Некоренные народы — это народы, имеющие свое государство за пределами России, за исключением украинцев, белорусов, осетин.
Таким образом, в результате получится, что около 15% населения России будут относиться к некоренным этносам. Например, численность таджиков и узбеков превысит численность татар, башкир и чеченцев. Доля детей-мигрантов составит 18%, то есть из семьи мигрантов будет каждый шестой ребёнок в стране.
По прогнозу экспертов, через 25 лет уже определённо можно будет говорить о формировании отдельных анклавов в тех или иных районах по всей территории России. Поскольку далеко не всегда новые граждане знают и положительно относятся к законам Российской Федерации, знают русский язык и стремятся стать частью принимающего общества, предпочитая проживание и общение вместе «со своими». Собственно, подобные анклавами уже медленно формируются на окраинах городов.
Как указано в исследовании, наибольшее число мигрантов будет проживать в Европейской части России: московской и петербургской агломерациях, Калужской области и Южном федеральном округе.
В московской агломерации к 2050 году будет проживать около 30 млн человек и около четверти из них будут иметь мигрантское происхождение. Основная численность мигрантов в городе будет сосредоточена в районах на востоке, юго-востоке и в Новой Москве (эти районы изначально притягивали мигрантов за счёт дешевого жилья, поскольку здесь ранее располагались промзоны). В них доля мигрантов увеличится более чем в два раза. И в ряде районов востока и юго-востока Москвы выходцы из Центральной Азии будут составлять большинство населения.
В Санкт-Петербурге анклавными районами рискуют стать Мурино, Кудрово, Колпино, Шушары.
В новой недавно утвержденной Концепции миграционной политики России отмечается, среди прочего, необходимость бороться с такой проблемой, как формирование мигрантских анклавов.
Эксперты акцентируют на этом особое внимание. Поскольку такие анклавы отличаются риском радикальной исламизации, а также внутренними порядками, далёкими от законов Российской Федерации. Обращения в полицию или российские суды не рассматриваются мигрантами как способ разрешения проблем, и конфликты решаются самостоятельно — так, как подсказывает их культурный код. Чаще всего — силой. Естественно, местные жители постепенно самостоятельно уезжают из подобных мест, так как перестают чувствовать себя безопасно. «Но если мигранты (в том числе их дети) проживают в родной для себя культурной среде, общаются друг с другом и не контактируют с принимающим обществом, то будут ли происходить процессы ассимиляции», - задаются вопросом исследователи.
В противном случае, мигранты будут «замещать» коренное население. Сенатор Андрей Клишас, например, летом прошлого года заявлял: «Они хотят жить не с нами, они хотят жить вместо нас».