По словам Трампа, в рамках драматической ночной операции, в результате которой в некоторых районах Каракаса было отключено электричество, спецназ США захватил Мадуро.
Пока Мадуро находится под стражей в США, “мы будем управлять страной до тех пор, пока не сможем осуществить безопасный, надлежащий и разумный переходный период”, - заявил президент США во время пресс-конференции на своем курорте Мар-а-Лаго во Флориде.
“Мы не можем допустить, чтобы Венесуэлой завладел кто-то другой, кто не учитывает интересы венесуэльцев”, -- нагло объявил Трамп.
Президент Трамп приветствовал нападение США на Венесуэлу, в результате которого, по сообщению New York Times, погибли по меньшей мере 40 человек, включая гражданских лиц и солдат, как “нападение, подобного которому люди не видели со времен второй мировой войны”.
Драматическая интервенция в Каракасе была осуждена демократами на Капитолийском холме и несколькими лидерами по всему миру как самый опасный пример американского империализма со времен вторжения в Ирак в 2003 году, отмечает The Guardian.
Трамп, который в ходе предвыборной кампании обещал положить конец иностранным войнам, не сделал ничего, чтобы развеять эти опасения, когда заявил журналистам, что США временно захватят контроль над Венесуэлой и ее нефтяной инфраструктурой.
Ранее Мадуро обвинил США в стремлении взять под контроль крупнейшие в мире запасы нефти в его стране.
На своей пресс-конференции Трамп сказал: “Мы собираемся, чтобы наши очень крупные нефтяные компании в США, крупнейшие в мире, пришли, потратили миллиарды долларов, восстановили сильно поврежденную инфраструктуру, нефтяную инфраструктуру и начали зарабатывать деньги для страны, и мы готовы организовать вторую и гораздо более масштабную атаку, если нам понадобится это сделать.”
Пока неясно, как Трамп планирует управлять Венесуэлой, комментирует The Guardian. Несмотря на ночную операцию, которая привела к отключению электричества в части Каракаса и захвату Мадуро, американские войска не контролируют саму страну, и правительство Мадуро, похоже, по-прежнему находится у власти.
Трамп заявил, что США будут управлять Венесуэлой “группой лиц” и будут “назначать разных людей” ответственными, указав при этом на стоявших рядом с ним госсекретаря США Марко Рубио, министра обороны Пита Хегсета и председателя объединенного комитета начальников штабов генерала Дэна Кейна.
Президент США не стал вдаваться в подробности, но сказал, что открыт для идеи отправки американских войск в Венесуэлу. “Мы не боимся отправки наземных войск, если они нам понадобятся. Прошлой ночью у нас были наземные войска на очень высоком уровне, на самом деле. Мы этого не боимся. Мы не стесняемся говорить об этом, но мы собираемся убедиться, что страна управляется должным образом. Мы делаем это не напрасно”, - сказал президент США.
Американская оккупация “не будет стоить нам ни пенни”, потому что США получат компенсацию за счет “денег, поступающих из-под земли”, сказал Трамп, имея в виду запасы нефти Венесуэлы.
Но эти высказывания, вероятно, вызовут ужас у некоторых из ярых сторонников Трампа, которые, обеспокоенные войнами в Афганистане и Ираке, приняли его обязательство “Америка превыше всего” прекратить посылать войска воевать и умирать за границу, отмечает The Guardian.
Трамп также сообщил, что Рубио поддерживал связь с вице-президентом Венесуэлы Делси Родригес, которая, как сообщается, была приведена к присяге в качестве главы государства после захвата американцами президента Мадуро. “Мы сделаем все, что вам нужно", - процитировал Трамп слова Родригес. “У нее действительно нет выбора”, - добавил он.
Но несколько часов спустя заявление президента было опровергнуто Родригес, которая в телеобращении поддержала критический тон, принятый всеми членами кабинета Мадуро с момента появления первых сообщений об американских бомбардировках. Она назвала нападение США “беспрецедентной военной агрессией” и потребовала “немедленного освобождения” Мадуро и его жены. Народ Венесуэлы “возмущен незаконным похищением президента и первой леди”, - сказала Родригес.
Вице-президент Венесуэлы настаивает на том, что ее страна “никогда больше не будет ничьей колонией – ни старых империй, ни новых империй, ни империй, находящихся в упадке”.
Она также повторила аргумент, неоднократно приводившийся Мадуро до его поимки: реальной целью четырехмесячного военного давления США никогда не была предполагаемая “война с наркотиками”, а скорее “смена режима” и “захват наших энергетических, минеральных и природных ресурсов”.
Верховный суд Венесуэлы поздно вечером в субботу обязал вице-президента Родригес стать временным лидером страны.
Ранее на своей пресс-конференции Трамп сказал, что “понял, что она только что была приведена к присяге” в качестве нового президента Венесуэлы. Родригес, однако, неоднократно подчеркивала, что Мадуро “является единственным президентом Венесуэлы. В этой стране только один президент, и его зовут Николас Мадуро Морос”.
В 2020 году федеральный суд США предъявил Мадуро обвинение в наркотерроризме и другие обвинения в организации того, что прокуроры назвали схемой отправки тонн запрещенных веществ в США якобы через «картель лос Солес». Президент Мадуро всегда отрицал эти обвинения.
В преддверии агрессии Трамп добивался блокады венесуэльской нефти и расширил санкции против правительства Мадуро, а также нанес более двух десятков ударов по судам, которые, как утверждают США, были причастны к незаконному обороту наркотиков, в результате чего погибло более 110 человек.
США не осуществляли такого прямого вмешательства в дела своего ближнего зарубежья со времен вторжения в Панаму 36 лет назад, которое на сегодняшний день привело к капитуляции и аресту лидера Мануэля Норьеги из-за аналогичных обвинений.
Субботняя пресс-конференция во Флориде прошла в триумфальном тоне. Министр обороны Пит Хегсет сказал: “У Николаса Мадуро был свой шанс, точно так же, как у Ирана был свой шанс – до тех пор, пока они этого не сделали, и до тех пор, пока он этого не сделал. Он пошарил вокруг да около и узнал”.
Госсекретарь Рубио настаивал на том, что было нецелесообразно заранее информировать Конгресс о такой деликатной операции. Но демократы решительно осудили это вмешательство. Чак Шумер, лидер меньшинства в Сенате, сказал: “Мысль о том, что Трамп планирует теперь управлять Венесуэлой, должна вселять страх в сердца всех американцев. Американский народ уже видел это раньше и заплатил за это ужасную цену”.
Берни Сандерс, независимый сенатор от штата Вермонт, заявил, что Трамп и его администрация “открыто говорили о контроле над нефтяными запасами Венесуэлы, крупнейшими в мире. Это откровенный империализм. Это напоминает о самых мрачных главах американской интервенции в Латинской Америке, которая оставила ужасное наследие. Это будет и должно быть осуждено демократическим миром”.
Союзники Венесуэлы - Россия, Куба и Иран – раскритиковали агрессию США как нарушение суверенитета. Ультраправый президент Аргентины Хавьер Милей похвалил новую “свободу” Венесуэлы, в то время как Мексика осудила интервенцию, а президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва заявил, что эта интервенция перешла “неприемлемую черту”.