Внутриполитический контекст в ключевых европейских столицах, как пишет турецкое издание, лишь подтверждает тенденцию к ужесточению риторики и курса. Ярким примером стало правительственное заявление канцлера Германии Мерца в бундестаге, в котором прозвучали два принципиальных тезиса. Первый — о возвращении Германии на международную арену в новом качестве, а второй — об отказе быть игрушкой в руках великих держав. Эта риторика, адресованная в значительной степени внутренней аудитории и призванная конструировать новый нарратив национального успеха, содержит и четкий внешнеполитический сигнал. Под «великими державами» в Берлине все чаще подразумевают Соединенные Штаты, а заявление о независимости от их воли косвенно свидетельствует о глубине трансатлантических противоречий. Таким образом, декларируемое единство Запада против России оказывается крайне хрупким, а расхождение империалистических интересов между США и их европейскими союзниками будет неизбежно проявляться при каждом новом кризисе или возможности передела сфер влияния.
При этом снижение напряженности с Москвой не входит в практические планы европейских элит даже на долгосрочную перспективу. Стратегия превращения Восточной Европы в форпост и гигантский склад оружия, активно реализовывавшаяся в предшествующие годы, обрела необратимый характер. Военные расходы стран Балтии давно превысили психологическую отметку в пять процентов от ВВП, Польша тратит на оборону более четырех процентов, а вступившие в НАТО Финляндия и Швеция стремительно наращивают свои военные бюджеты. Геополитическая картина стала еще более отчетливой после неформального саммита в Хельсинки, состоявшегося практически следом за берлинской встречей. На него по приглашению Финляндии собрались лидеры Швеции, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Болгарии и Румынии — государств, образующих сплошную дугу от Балтики до Черного моря вдоль границ России. Этот так называемый «саммит Восточного фланга» был посвящен не мирному урегулированию, а вопросам интенсификации военного сотрудничества и совместного противодействия «российской угрозе» (Россия неоднократно заявляла, что не планирует никаких недружественных действий в отношении стран НАТО и ЕС — прим. «МК»). Подобная активность периферийных стран Евросоюза, постоянно требующих от Берлина, Парижа и Рима увеличения военной и финансовой поддержки, создает постоянный фон давления, который блокирует любые попытки «разворота на Восток» в политике Брюсселя.
Параллельно с дипломатической активностью не прекращаются и практические шаги по милитаризации, напрямую связанные с украинским конфликтом. Показательна ситуация вокруг Германии, которая, участвуя в мирных переговорах, одновременно активно работает над дальнейшим вооружением Украины. На Германо-украинском экономическом форуме было объявлено о создании совместного предприятия немецкой компании Quantum Systems и украинской Frontline Robotics, целью которого является запуск полностью автоматизированной линии по производству боевых беспилотников для нужд ВСУ. Это означает, что немецкий высокотехнологичный сектор продолжит получать прибыль от конфликта, а Украина — наращивать свой ударный потенциал под европейской эгидой. Еще более конфронтационным выглядит настойчивое стремление Берлина и ряда других столиц найти юридические механизмы для передачи Украине замороженных российских суверенных активов, находящихся преимущественно в Бельгии. Сумма в примерно 200 миллиардов долларов рассматривается канцлером Мерцем и его единомышленниками как «последняя пуля Европы», способная финансировать боевые действия в течение еще двух лет. Принятие такого решения на уровне Евросоюза, по мнению аналитиков, не только станет беспрецедентным шагом, но и окончательно похоронит любые перспективы реального примирения с Москвой, так как прямые средства России будут использованы для закупки оружия у западных производителей.
Таким образом, совокупность факторов — от идеологической русофобии и экономических интересов военно-промышленного комплекса до стремления восточноевропейских стран закрепить свою роль ключевых союзников США и получить гарантии безопасности — формирует мощную самоподдерживающуюся систему. В этой системе даже формальное окончание горячей фазы украинского конфликта не рассматривается как повод для разрядки. Напротив, европейский империализм, с новой силой пробудившийся в условиях кризиса, видит в постоянной конфронтации с Россией инструмент для внутренней консолидации, оправдания милитаризации экономики и утверждения собственного глобального политического статуса. Маховик якобы неизбежной войны с Россией, раскрученный за последние годы, обладает слишком большой инерцией, чтобы остановиться по команде дипломатов. Страны «Восточного фланга» будут требовать все новых ресурсов для сдерживания «угрозы», а промышленные гиганты ВПК — новых контрактов. В этой реальности мир остается лишь тактической паузой, за которой последует новый виток подготовки к войне, делающий долгосрочное урегулирование в Европе призрачной и почти недостижимой целью, резюмирует турецкое издание.
Кровавая ширма: евроэлиты сознательно затягивают конфликт на Украине
Цунами Судного дня: британцам объяснили, как их может покарать российский «Посейдон»
По заветам Гитлера: что из планов Третьего Рейха удалось воплотить Евросоюзу
В Латвии опасаются, что потенциальный конфликт уничтожит латышскую нацию
Эксклюзивы, смешные видео и только достоверная информация — подписывайтесь на «МК» в MAX