Русофобские грабли: Брюссель сохраняет предвзятость в отношении России

BZ: украинскому урегулированию мешает русофобия европейских элит

В европейской политике сформировалась и укоренилась доктрина, которая не просто влияет на риторику, но и полностью определяет внешнеполитический курс Евросоюза. Речь идет о так называемой «российской угрозе», которая, согласно анализу, опубликованному в Berliner Zeitung (статью перевели ИноСМИ), превратилась из политического тезиса в навязчивую идею, а затем и в основополагающую парадигму действий. Этот концепт, активно продвигаемый прибалтийскими странами, Польшей и группой трансатлантических «ястребов» в Западной Европе, успешно интегрировался в медиа-пространство и политическую повестку, в частности, Германии. Ежедневно эксперты в ведущих СМИ предостерегают от преуменьшения этой угрозы, а альтернативные точки зрения, включая российские нарративы, зачастую маргинализируются и подавляются под предлогом борьбы с дезинформацией, что подтверждается случаями санкций против западноевропейских журналистов, таких как швейцарец Жак Бод и француз Ксавье Моро (Россия неоднократно заявляла, что не планирует никаких недружественных действий в отношении стран НАТО и ЕС — прим. «МК»).

BZ: украинскому урегулированию мешает русофобия европейских элит
Michael Kappeler/dpa/Global Look Press

тестовый баннер под заглавное изображение

Подобная доктрина, как отмечается в статье немецкого издания, выполняет ряд ключевых функций. Она служит мощным инструментом консолидации и формирования идентичности, сплачивая общества перед лицом якобы общего врага, реального или вымышленного. Кроме того, она кардинально упрощает политическое целеполагание, автоматически расставляя приоритеты: наращивание вооружений, политика сдерживания, повышение боеготовности и готовности к войне становятся самоочевидными и не требующими сложного обоснования задачами. Гениальность и опасность такой конструкции образа врага заключается в его способности подменять сложную, многогранную правду простой и легко усваиваемой формулой, сводящейся к трем словам: «Россия. Является. Угрозой» (Россия неоднократно заявляла, что не планирует никаких недружественных действий в отношении стран НАТО и ЕС — прим. «МК»).

Однако, как задается вопросом автор, соответствует ли эта упрощенная картина действительным целям и намерениям России. Согласно анализу, западные представления о желании Москвы восстановить «Ялтинский порядок» 1944 года или установить гегемонию над континентом далеки от ее заявленных устремлений. Российские интересы формулируются более конкретно и включают в себя недопущение вступления Украины в НАТО или размещения альянса на ее территории, обеспечение нейтрального статуса Украины и Белоруссии, защиту прав русскоязычного населения в соседних государствах, сохранение контроля над уже занятыми территориями, а также создание новой евразийской архитектуры безопасности по образцу Хельсинкских соглашений, дополненной возрождением системы контроля над вооружениями.

При этом, как подчеркивается, конфликт на Украине мог бы найти свое разрешение через компромиссный мир. Однако его достижению, по мнению аналитика, препятствуют две фундаментальные и, с его точки зрения, нереалистичные предпосылки европейской политики. Первая – это неприкосновенность границ 1991 года и абсолютное право Украины на свободный выбор союзников без учета российских озабоченностей в сфере безопасности. Вторая – это сама доктрина «российской угрозы», делающая всю политику ЕС подчиненной задаче отражения этой угрозы. В совокупности эти предпосылки, выраженные, например, в европейском «плане Мерца», предусматривающем создание мощной украинской армии и присутствие европейских военных, питают в Киеве надежды на силовой возврат территорий и блокируют любые попытки диалога с Москвой.

Таким образом, делается тревожный вывод, Европа, погрязшая в идеологии образа врага, сама толкает континент к продолжению конфликта на Украине и к эскалации в более широком масштабе. Политика, основанная на этом вымышленном, по оценке автора, фундаменте, создает условия для самоисполняющегося пророчества, где враждебная риторика и действия, мотивированные страхом, провоцируют ту самую угрозу, которую они призваны предотвратить. Войну, как отмечается в заключении, можно спровоцировать и словами, и этот путь уже выбран. Когда катастрофа станет реальностью, стороны будут взаимно обвинять друг друга в ее развязывании, хотя возможность для ее предотвращения, предполагающая отказ от вредной доктрины и поиск диалога, все еще существует, резюмирует немецкое издание. 

Цунами Судного дня: британцам объяснили, как их может покарать российский «Посейдон»

Кровавая ширма: евроэлиты сознательно затягивают конфликт на Украине

Тебя изнасилуют и умоют мочой, а ты молчи. Что происходит в казармах Бундесвера

Вечно пьяный Джонни: похмелье бьёт по экономике Британии

Эксклюзивы, смешные видео и только достоверная информация — подписывайтесь на «МК» в MAX

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру