По словам более полудюжины дипломатов и официальных лиц, знакомых с этим вопросом, пишет The Guardian, китайские официальные лица оказывают “юридические консультации” европейским странам, заявляя, что их собственные пограничные законы требуют, чтобы они запрещали въезд тайваньским политикам.
По словам европейских дипломатов и представителей министерств, беседовавших с The Guardian, представители Китая обратились с демаршами в европейские посольства в Пекине или через местные посольства непосредственно к правительствам европейских стран в их столицах, предупреждая европейские страны не “переходить красные линии Китая”.
Способы применения этих подходов были различными: некоторые – к отдельным странам, некоторые – к группам, некоторые – посредством письменной вербальной ноты (полуформального дипломатического сообщения), а другие – лично, указывает The Guardian. Они стали, по крайней мере частично, ответом на недавние поездки тайваньских официальных лиц в Европу, включая нынешнего вице-президента и министра иностранных дел, а также бывшего президента острова.
Пекин заявил, что “уважает суверенитет европейской стороны в вопросе введения и реализации визовой политики”, но “институциональная лазейка” позволяла тайваньским политикам совершать частые визиты, говорится в одной из вербальных нот, с которыми ознакомилась The Guardian.
Китайцы сослались на многочисленные законы и нормативные акты ЕС, в том числе на Шенгенский пограничный кодекс, в котором говорится, что условием для въезда лиц, не являющихся гражданами ЕС, является то, что они “не считаются угрозой... международным отношениям ни одного из государств-членов”.
Как понимает Guardian, предположение пекинских чиновников состояло в том, что разрешение тайваньским политикам въезжать в европейскую страну поставит под угрозу международные отношения этой страны с Китаем.
В некоторых случаях они также ссылались на Венскую конвенцию о дипломатических сношениях или предлагали европейским странам последовать примеру ООН и запретить всем тайваньцам посещать правительственные здания, сообщили The Guardian.
“Применение и интерпретация Пекином этого постановления является смелым шагом”, – сказала Жужа Анна Ференци, доцент Тайваньского национального университета Донг Хва, когда ей рассказали о принятых мерах. “Пекин считает, что отношения между ЕС и Тайванем угрожают отношениям между ЕС и Китаем. Это совершенно не соответствует восприятию или реальности в Европе”.
В вербальной ноте говорилось, что европейские страны должны отказаться от любых “так называемых дипломатических паспортов”, выданных Тайванем, и “запретить тайваньскому персоналу въезжать в Европу в целях установления официальных контактов и обмена информацией, нарушая красную линию Китая”.
“Китай надеется, что институты ЕС и европейские страны, исходя из более широких интересов китайско-европейских отношений и двусторонних отношений, примут политическое решение об отказе во въезде так называемому президенту или вице-президенту Тайваня (включая бывших)”, – говорится в заявлении, в котором также перечисляются другие официальные лица.
В записке упоминались визиты тайваньских официальных лиц в Бельгию, Чехию, Польшу, Нидерланды, Италию, Австралию, Германию, Литву, Данию, Эстонию и Ирландию, в которых говорилось, что они “серьезно подрывают отношения Китая и ЕС”.
Представитель Министерства иностранных дел Великобритании заявил: “Разрешение на въезд в Великобританию определяется исключительно нашими собственными законами и иммиграционными правилами, которые в равной степени распространяются на тех, кто путешествует из Тайваня”.
Министерство иностранных дел Тайваня заявило, что визиты официальных лиц в Европу “совершенно не связаны с Китаем, и Китай не имеет права вмешиваться”.
The Guardian понимает, что “весьма конкретные” рекомендации Китая относительно европейских пограничных кодексов, действующих с 2011 года, не были восприняты получателями как юридически обоснованные, но некоторые небольшие страны восприняли их предостерегающий тон особенно серьезно.
ЕС не занимает определенной позиции по статусу Тайваня, и, хотя у него есть официальные отношения с Пекином, он также поддерживает “прочные” неофициальные отношения с Тайбэем посредством парламентской дипломатии и торговли. Несколько европейских стран и ЕС имеют торговые представительства, которые выступают в качестве неофициальных посольств в Тайбэе, напоминает The Guardian.
Однако в последние годы ЕС подвергается все большему давлению со стороны Пекина, который называет Тайвань провинцией Китая и намерен воссоединиться с ним – при необходимости силой. В рамках своей стратегии принуждения Тайваня к объединению без конфликта Пекин оказывает сильное дипломатическое давление на международное сообщество, чтобы изолировать Тайбэй от многостороннего взаимодействия.