Прежде чем премьер-министры СНГ приступили к обсуждению больного и наболевшего, их принял в своей резиденции президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Он высказался о целесообразности существования СНГ: “Сколько говорили про СНГ, что он такой-сякой, никому не нужен. Но я убежден, что СНГ необходим хотя бы вот для таких встреч”.Между тем не все из представленных на Совете стран делегировали на мероприятие премьеров. Туркмению, с которой Россия испортила отношения, когда резко сократила объем закупок газа, представлял вице-премьер Мередов. Грузия по традиции не присутствовала.
Меры борьбы с кризисом и свиным гриппом главы правительств обсуждали в закрытом режиме. А еще обсудили Стратегию экономического развития СНГ до 2020 года и утвердили “план мероприятий по реализации первого этапа (2009—2011 годы)”. И не важно, что никто из них не сможет дать ответ на вопрос, что ждет экономику каждой страны в ближайшее время…
После участия в общем заседании Владимир Путин провел три встречи: с премьер-министрами Белоруссии, Молдавии и Украины. Ключевым моментом беседы с Тимошенко должен был стать вопрос о предоставлении Украине кредита. В общей сложности украинцам требуется порядка $11 млрд.: 5 млрд. — собственно кредит, остальное — на закачку газа в подземные хранилища (без этого невозможно будет обеспечивать бесперебойные поставки голубого топлива в Европу). Что касается средств на закачку газа в хранилища, то Украина предлагает вариант, при котором Россия оплачивает транзит голубого топлива на некоторое время вперед, и на эти деньги закачивается газ. Однако этот вариант не устраивает российскую сторону. Прежде всего из-за обеспокоенности финансовым состоянием “Нафтогаза” Украины. Судьба собственно кредита также была до последнего момента не ясна.
Встречаясь с Юлией Владимировной, ВВП без энтузиазма заявил, что рад с ней увидеться. “Как вы правильно сказали (видимо, на общей встрече премьер-министров СНГ. — Н.Г.), амбиции уходят вместе с деньгами”, — со смешком произнес Путин. Речь в этой фразе, правда, шла об СНГ в целом. “Мы стали больше слушать друг друга, — с некоторым сожалением добавил Путин, после чего заговорил о кризисе в металлургической промышленности, с сочувствием сказав, что “Украине досталось больше, чем России”. Впрочем, это сочувствие было больше похоже на плохо скрытое злорадство — это показали дальнейшие слова ВВП: “Между тем Украина хотя бы может порадоваться победе в футболе (украинский “Шахтер” завоевал Кубок УЕФА. — Н.Г.)”, — продолжил “утешать” Тимошенко ВВП. Это все больше походило на утешение “заклятого друга” “заклятой подруги”. “Далеко от наших границ кубок не уходит, — не унимался Путин. — В прошлом году его выиграл “Зенит”, сейчас — “Шахтер”. Надеюсь, вы потом вернете кубок нам”.
Что касается кубка, то еще надо подождать, а вот мяч собеседнику Юлия Владимировна вернула. “Украина умеет побеждать, — с достоинством произнесла Тимошенко, — хотя иногда для этого нужно немного больше времени”. После этого украинский премьер выразила надежду, что на переговорах удастся решить газовый и финансовый вопросы.
Вот тут Юлия Владимировна погорячилась. В этой игре она проиграла Путину с разгромным счетом — как стало известно на момент сдачи номера в печать, Тимошенко так и не удалось уговорить ВВП предоставить незалежной кредит. По словам Путина, решение о закачке российского газа может быть принято, если в Киеве будет консолидированная позиция руководства: “Понятно, что риски российской стороны очень большие, имею в виду и предстоящие президентские выборы (на Украине. — Н.Г.) и все, что связано с возможной реорганизацией газотранспортных структур в Украине”.