“Чего вы лезете в эту Россию, где вас пинают? — устроил разнос Батька своим министрам. — Неужели вы не понимаете, что уже не в первый раз создается ситуация, когда нас хотят взять голенькими и голыми руками бесплатно? Надо идти в другие места, где нас не знают, где нас ждут, и торговать десятью тракторами, одним комбайном, по чайной ложке возить сахар. Если у них (в России. — М.Р.) такая хорошая экономика, так откуда падение ВВП на 10%? У нас другая экономика, но мы даем 1,5% роста ВВП к прошлому году”.
Ответ на последний вопрос прекрасно известен всем присутствующим. Лукашенко может хвастаться своей распрекрасной экономикой и смотреть на Москву сверху вниз, потому что белорусская лепота субсидируется российскими налогоплательщиками. Конечно, мы это делаем не по широте душевной: сохранение Минска как стратегического союзника жизненно важно для интересов России. Но дивиденды на наши вложения должны быть более весомыми, нежели приятные словеса, которыми пытается “расплатиться” Лукашенко.
Естественно, угрозы торговать тракторами с папуасами не более чем дымовая завеса, прикрывающая прозрачный намек Москве. Деньги Батька планирует заполучить не на мифических нехоженых тропах, а у Евросоюза с его программой скупки бывших государств советского блока “Восточное партнерство”.
В теории расчет безошибочный. Ради того, чтобы оторвать Белоруссию от России, в Брюсселе готовы зажать нос прищепкой и иметь дело даже с “последним диктатором Европы”. Но вот незадача: в нынешних условиях испытания практикой теория не выдерживает. У ЕС нет денег не то что на вытягивание из экономического болота Ющенко, но даже на спасение от экономического коллапса полноправных членов “европейской семьи” вроде Латвии или Венгрии.
Политика сродни покеру. В геополитических играх обычно проигрывает тот, у кого первого сдают нервы. В паре Минск — Москва роль лузера обычно доставалась нам. Но на сей раз для успешного блефа козырей у Лукашенко маловато. Так что пусть поторгует сахаром чайными ложками — говорят, полезно для душевного здоровья.