Гладиаторский бой олигархов

Фридмана и Дерипаску столкнули лбами

Вчера Дмитрий Медведев встретился с членами российского Союза промышленников и предпринимателей. Президент не отказал себе в удовольствии сломать заранее намеченную схему встречи: попросил выступить не тех бизнесменов, которые к этому готовились заранее, а заклятых недругов Михаила Фридмана и Олега Дерипаску (первый — кредитор второго).

Медведев предложил бизнесменам рассказать, что они думают о способах модернизации экономики. Еще одна тема беседы — эффективность расходования бюджетных средств. “В этом смысле у нас все очень плохо”, — безрадостно произнес глава государства.  

Слово получил президент РСПП Александр Шохин, охладивший пыл госчиновников, говорящих о начале выхода экономики из рецессии. “Нельзя оценивать эффективность антикризисных мер по месячному или квартальному показателю. Должен быть постоянный рост (экономики. — Н.Г.). 0,6% (рост. — Н.Г.) в третьем квартале — еще не показатель”, — сказал Шохин. У оратора было несколько предложений в адрес президента. Так, он заявил, что уже сейчас нужно акционировать часть госкорпораций. В 2010 году, говорил Шохин, можно будет полностью отказаться от господдержки компаний, а после 2010-го — от прямой поддержки финансового сектора, и начать приватизацию госактивов. Естественно, выступающий попросил перенести еще на год увеличение ставки ЕСН (то есть до 2011-го).  

Относительно акционирования госкорпораций Медведев заявил, что те из них, которые нужны (какие именно — осталось за скобками), “должны будут поменять организационно-правовую форму”. То есть превратиться в акционерные общества. Остальные же придется ликвидировать. “Мы в какой-то момент упустили из-под контроля (госкорпорации. — Н.Г.)”, — признался ДАМ. А вот про перенос сроков увеличения ставки ЕСН президент на открытой части встречи не сказал ни словечка.  

После выступления Шохина мероприятие пошло совсем не так, как было запланировано.

 Предполагалось, что в присутствии СМИ выступят глава “Опоры России” Борисов и глава “Деловой России” Титов. Но у президента по ходу дела созрел новый коварный план. План Медведева. Лукаво улыбаясь, глава государства заявил, что желает предоставить слово человеку, который вовсе не хотел выступать публично, — председателю совета директоров “Альфа-групп” Михаилу Фридману.  

Критике олигарха подверглись сразу несколько законов. Закон о конкуренции оратор назвал слишком расплывчатым и дающим прекрасную почву для деятельности рейдеров. Особенно возмутила Фридмана норма, которая гласит, что если в течение трех лет компания получает три предупреждения от антимонопольных органов, против ее руководства может быть возбуждено уголовное дело…

 Бизнесмен взялся и за другой закон — о банкротстве. В своем нынешнем виде он имеет сильный перекос в сторону заемщиков. Например, норма о том, что все процессуальные этапы взыскания долга должны быть поддержаны большинством кредиторов. Это был откровенный выпад в адрес Дерипаски, который является должником “Альфа-групп”. Со всеми остальными кредиторами олигарх сумел договориться о реструктуризации долга, а вот с компанией Фридмана — никак. В своем стремлении получить назад деньги “Альфа-групп” действует очень жестко, в том числе она пыталась добиться признания “Русала” банкротом. Дошло до того, что в январе Дерипаска жаловался на Фридмана Медведеву, но с тех пор конфликт так и не исчерпан…  

Медведев прокомментировал это выступление так. Касаясь закона о конкуренции, заявил, что этот документ двигался через Думу с таким трудом, что ему пришлось вмешиваться лично. Но действительно в России есть проблема с судебно-правовой системой. Идею как следует прошерстить формулировки закона Медведев поддержал, дав соответствующее поручение своей администрации и правительству. А вот претензии Фридмана к закону о банкротстве ДАМ комментировать не стал, поступив гораздо более изощренно. “Я бы предложил выступить тем, кто пострадал от кредиторов”, — усмехнулся глава государства. Слово, конечно же, получил Олег Дерипаска.  

Он заговорил своим фирменным тихим голосом. Сказал, что закон о банкротстве необходим, поскольку благодаря ему может появиться механизм финансового оздоровления компаний. Сейчас же из 20 тысяч банкротств только 3 завершились процедурой оздоровления, проинформировал присутствующих олигарх и добавил: “Один маленький кредитор в состоянии испортить всю работу”. Отдельным пунктом олигарх выделил состояние судебной системы: “Я столкнулся с реальной практикой и хочу сказать: суды обросли институтом, без которого невозможно получить справедливое решение. Это некая комиссия по справедливости. Понятно, что за все надо платить”. Не хочется злорадствовать, но, похоже, оказавшись в тяжелом положении, Дерипаска впервые ощутил, что такое страдать от коррупции в судах. Рядовые граждане могли бы рассказать ему много интересного на сей счет.  

Медведев, выслушав жалобу бизнесмена на нечестные суды, даже возмутился: “Согласен, что суды обросли посредниками. Но я подозреваю, что платят им бизнесмены, а не кто-то другой”. В связи с этим президент вспомнил историю из личной жизни: еще в 95-м году, приехав по работе из Питера в Москву, юрист Медведев столкнулся с тем, что “на входе в этот институт (имеется в виду суд. — Н.Г.) есть каморка, в которой сидит адвокат, который предлагает сесть в его машину, катает вокруг суда и предлагает свои услуги” по решению вопроса. “Если мы не будем этим заниматься, они (посредники. — Н.Г.) никуда не денутся. Их в тюрьму надо сажать! — ДАМ уже говорил на повышенных тонах. — Это высшая форма коррупции! Если мы не станем с ней бороться, вы так и будете платить!” Дерипаска во время этого пламенного монолога сверлил глазами стол. Еще чуть-чуть, и он бы начал дымиться.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру