Разоблачения множатся, но Обама не дает отпора СМИ

В США власть боится прессы больше, чем пресса боится власти

Газета The Washington Post поведала миру еще об одном шпионском проекте

Агентства национальной безопасности (АНБ) – он носит кодовое название MUSCULAR, что в переводе с английского значит «мускулистый».

В США власть боится прессы больше, чем пресса боится власти

Его АНБ осуществляет совместно с английскими коллегами – Правительственным центром коммуникаций (GCHQ).

Газета утверждает на основе материалов, предоставленных ей Эдвардом Сноуденом, и бесед со «знающими предмет чиновниками», что в рамках «мускулистой» программы АНБ и GCHQ перехватывают данные, передаваемые по каналам интернет-гигантов Google и Yahoo. Из каких географических точек осуществляется перехват – неизвестно, но известно, что «слив» информации идет из оптико-волокнистого кабеля, который соединяет хранилища данных Google и Yahoo. Перехваченные потоки данных (за последний месяц их количество составило 181.280.466) перебрасываются в хранилище данных АНБ, которое находится неподалеку от Вашингтона, в Форт-Мид, штат Мэриленд. Перехваченный целиком поток данных – это информация об отправителе и получателе, времени отправки сообщения, а также полное его содержание с вложениями (аудио, видео и пр.).

Другая влиятельная американская газета, USA Today, пишет в связи с новыми разоблачениями, появившимися в The Washington Post:

«АНБ и без этого осуществляет сбор данных у Google, Yahoo и других хайтековских компаний в рамках другой программы, известной под кодовым названием PRISM. Компании в принудительном порядке, в соответствии с решением суда, предоставляют АНБ данные, соответствующие критериям поиска, утвержденным судом». Что касается забора всей информации чохом, как это делается в рамках программы MUSCULAR, то это «было бы противозаконно в Соединенных Штатах, но происходит это за пределами США». Вот для чего нужен британский партнер!

Кстати, британский партнер лучше, чем АНБ, защищен от нападок общественности и политиков: правительство Великобритании агрессивно контратакует не в меру охочие до секретов разведслужб средства массовой информации. То, что газета The Guardian опубликовала тысячи документов GCHQ, заявил премьер-министр Дэвид Кэмерон, «нанесло вред национальной безопасности» – это является «непреложным фактом». До него в аналогичном духе высказался Эндрю Паркер – недавно назначенный глава контрразведки MI5 (примерный аналог американского ФБР. – И.Б.): он назвал публикацию утечек «подарком террористам».

Ранее, напомнил глава правительства Кэмерон, «The Guardian во многом сама признала это (причинение ущерба национальной безопасти. – И.Б.): газета согласилась, когда ее вежливо попросили..., уничтожить файлы, имевшиеся в ее распоряжении, – они были уничтожены».

Почему подобного «вежливого наезда» на СМИ не происходит в Америке? Почему президент Обама занял оборонительную, а не наступательную позицию в вопросе о массовой прослушке, проводимой АНБ в США и за рубежом? Помимо критики и протестов в других странах, Обама получает изрядную порцию того и другого у себя дома. Его политические противники сегодня представляют его «слабаком», не умеющим твердо отстаивать свои действия, из-за чего США теряют позиции в мире. «Я считаю, – говорит конгрессмен-республиканец от штата Нью-Йорк Питер Кинг, – что президенту пора перестать извиняться и защищаться... Реальность такова, что благодаря АНБ были спасены тысячи жизней не только в США, но и во Франции, Германии и всей Европе».

Обама в чем-то, возможно, действительно дает слабинку – о причинах я скажу ниже, – но это не касается борьбы с терроризмом. Он ведет ее всеми доступными средствами (удары беспилотников и операции спецназа с целью ликвидации главных террористов, шпионаж ЦРУ и АНБ и др.) не менее агрессивно, чем его предшественник – Джордж Буш-младший. И, агрессивно действуя за рубежом, он испортил отношения с союзниками – от Саудовской Аравии и Израиля до Франции и Германии – не меньше, чем Буш, если не больше.

Что касается отношений Белого дома с прессой, то у американских президентов есть в этом плане печальный опыт. Так, 40 лет назад суд отказал правительству США в иске против Дэниэла Эллсберга, военного аналитика, который передал The New York Times секретные пентагоновские бумаги, на том основании, что Эллсберга незаконно прослушивали. А до этого Верховный Суд США «укоротил» президента Никсона, который пытался не допустить публикации этих бумаг в The New York Times.

Буш-младший пытался уговорить The New York Times не публиковать статью о программе внесудебной прослушки АНБ, которую он санкционировал в 2002 году. Газета согласилась подождать год и изъять некоторые моменты, которые могли использовать террористы, но статью все-таки опубликовала.

У обамовской администрации сложные отношения с прессой. Около полугода назад стало известно о слежке ФБР за руководителем вашингтонского бюро Fox News Джеймсом Розеном, которая, по данным The Washington Post, имела целью выявить источник утечки секретной информации о Северной Корее. До этого был скандал с информагентством The Associated Press: минюст США тайно заполучил записи телефонных переговоров за два месяца, которые вели репортеры и редакторы AP. Власти пытались выявить анонимный источник в ЦРУ которую предоставил AP информацию о террористическом заговоре, пресеченном в результате спецоперации в Йемене.

В совокупности с преследованием разглашателей секретов – осужденного трибуналом Брэдли Мэннинга и укрывшегося в России Эдварда Сноудена – эти действия нынешней администрации выставляют ее и лично президента Обаму как душителей свободы слова. А Первая поправка к конституции США – священная корова, безнаказанно посягнуть на которую не может никто. Равно как и на «четвертую власть» – прессу. Ведь это благодаря ей Ричард Никсон досрочно отправился в отставку, а Билл Клинтон заслужил позорное пятно импичмента...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру