К счастью, «отцы-командиры» Евромайдана пока не стремятся проверять «Беркут» на прочность. Никаких попыток прорвать оцепление не было. Колонна (намного более многочисленная, чем утром) двинулась вверх по Институтской улице. Свернув на Банковую (где находится администрация президента) колонна уткнулась в милицейское оцепление и встала. Было принято решение начать мирное пикетирование. Митингующие разделились: одна часть их осталась на Банковой, а другая двинулась в обход к другому входу здания. Чтобы обложить его со всех сторон.
В то же время улицу Грушевского, где находится здание Рады, протестанты полностью освободили, на ней восстановлено движение автотранспорта. Рада надежно блокирована автобусами со спецназом: только по улице Грушевского я насчитала около 30 таких автобусов, внутри которых тускло поблескивают в свете фонарей шлемы «Беркута». В то же время усиливается и основной лагерь на Майдане. К вечеру были значительно укреплены баррикады, люди продолжают прибывать из всех регионов. Есть среди них и те, кого вполне можно принять за боевиков. Например, ветераны ВДВ и Афганистана из организации «Никто кроме нас»: в защитного цвета полевой форме, в афганских войлочных шапках – они своим видом и военной выправкой производят сильное впечатление. «Наша организация штурмовала Раду 2 года назад. – пояснил мне один из них. – Организацию первоначально создали десантники, потом к ним присоединились афганцы, чернобыльцы и просто единомышленники».
Недостатка в финансировании оргкомитет митинга, судя по всему, не испытывает. Бутерброды поедаются тоннами, кофе льется рекой. Майдан почти непрерывно жует. Не успели манифестанты дойти до администрации президента, как выездные бригады революционного общепита организовали питание и там. Только на углу Банковой я заметила три автомобиля с кофемашинами в открытых багажниках.
- Мы гордимся героизмом хлопцев Бандеры и Шухевича! – услышала я, когда нагнала колонну митингующих у Банковой. – Мы чтим память Олены Телиги!
Это выступала депутат Народной Рады от фракции «Свобода» Ирина Фарион. Хочется вспомнить, что Олена Телига в 1941-м году была сотрудницей украинской администрации в зоне фашистской оккупации, и фашисты ее расстреляли, скорее всего, просто за то, что она не до конца поняла генеральную линию НСДАП, которая вовсе не стремилась восстанавливать украинскую независимость, а готовила украинцам участь остальных «унтерменшей». Ну а кто такие Бандера и Шухевич, знают все.
Под речи Фарион я разговорились с одним из участников митинга.
- Меня зовут Геннадий, я художник. – представился он.
- Почему вы здесь, Геннадий?
- Это такой момент, когда прийти просто необходимо! Страна нуждается в кардинальных переменах.
- Вы хотите поменять Януковича – на кого?
- Персонально это не так важно. Нужно сделать реформы, чтобы ничего не повторилось.
- Как вы можете рушить власть, не имея никаких идей о том, что придет ей на смену?
- Люди прежде всего выходят за свои ценности, не за кого-то персонально.
- Вы разделяете идеи ОУН-УПА? считаете себя украинским националистом?
- Никак не могу им быть. Мои предки жили в Палестине.
- Но тогда почему вы стоите вместе с Ириной Фарион, у которой герои – Бандера, Шухевич и Телига?
- Потому что у нас один враг. Победим его, потом разберемся. Когда в доме пожар, все вместе его тушат и вытаскивают из огня вещи. Тут не до идейных разногласии.