Напомним — вчера свидетелем выступал Илья Яшин, председатель московского отделения РПР-ПАРНАС, позавчера — Навальный и Сергей Давидис, сопредседатель Партии 5 декабря. Все трое давали примерно одинаковые показания — маршрут шествия был изменен, полиция сознательно организовала давку и т. д. Немцов, в целом, от привычной стратегии не отошел.
«Движение началось в четыре часа вечера. Настроение у всех было хорошее. Я шел впереди колонны — около пяти увидел цепи на Большом каменном мосту — тот был заполнен полицией. Мы (митингующие — „МК“) были шокированы тем, что сквер был перекрыт полицией. По опубликованной схеме ГУВД был открыт: ранее все акции его включали», — начал Немцов.
Заговорил о самих протестующих. С его слов, некоторые сели на асфальт, чтобы показать — мы не собираемся штурмовать мост и Кремль. Геннадий Гудков, экс-депутат Госдумы от «Справедливой России», предлагал вести переговоры с полицией. Тогда правоохранители сделали шаг вперед и мы поняли, что начинается давка. Полиция была настроена агрессивно.
Немцов подошел к сцене, увидел — микрофоны отключены. Перед ним задержали Сергея Удальцова, координатора «Левого фронта» и Алексея Навального. «Странная ситуация на согласованной акции», — заключил Немцов. Его 6 мая также задержали — ночью прошел суд, постановивший выплатить тысячу рублей за участие в несанкционированной акции. Через месяц, говорит Немцов, у него дома произошел обыск.
Начали задавать вопросы. Сергей Бадамшин, адвокат Марии Бароновой — одной из обвиняемых — поинтересовался:
— Слышали призывы к массовым беспорядкам?
— Нет. Настрой был мирный. Когда люди хотят ворваться в Кремль, они на асфальт не садятся.
— Почему вы встали с асфальта? — включился в диалог Вадим Клювгант, адвокат Николая Кавказского.
— Поняли, что нас затопчут. Полиция была агрессивна — видимо, они получили какие-то указания. Это было за день до инаугурации путина. Боялись Майдана?.. Акция была мирной, за честные выборы…
— Иные, неозвученные цели были?
— Нет, — закруглился Немцов.
Представитель гособвинения напомнил Немцову, что тот присутствовал на одном заседании по этому делу. В соответствии с судебной этикой, еще не допрошенные свидетели на заседаниях присутствовать не могут. Этим, кстати говоря, объясняется то, что Навальный не появлялся на процессе, хотя не раз выражал свое желание. Обвинение потребовало исключить показания Немцова из дела. Отовсюду посыпались возгласы:
Немцов: «Показания давали полицейские. На мои слова это никак не повлияло».
Клювгант: «Тогда обвинению стоило бы ходатайствовать об исключении показаний тех полицейских. Сейчас неопрошенных свидетелей в зале нет».
Адвокат заключенного Ярослава Белоусова Горяйнова: «Обвинение ссылается на статью, относящуюся к оперативно-розыскной деятельности, а не к суду!»
Адвокат Владимира Акименкова Аграновский: «Показания последних свидетелей опровергают версию обвинения, поэтому они хотят их устранить».
Юристы не унимались. Наконец, судья отклонила ходатайство обвинения. «Оценку доказательствам я дам на другой стадии дела», — заявила Наталья Никишина. Вопросы задает сторона обвинения:
— Кто призывал сесть на асфальт и присоединиться к вашей компании?
— Я не говорил, что кто-либо призывал сесть. — ответил Немцов. Прокурор соглашается переформулировать вопрос.
— Я хочу ответить, а мне мешают!
— Вы ответите — и очень скоро, — вклинивается в обсуждение судья Никишина.
— Как с вами сложно… — смеется прокурор. — Кто-либо из ваших сторонников призывал к прорыву (оцепления — «МК»)?
— Не слышал такого. Я призывал всех вести себя мирно. В тот день полиция вела себя неадекватно.
На этом показания свидетеля Немцова обрываются. Судья просит всех выйти из зала. Следующее заседание — в понедельник.