И в Шишкине разглядели единоросса?

«МК» узнал, как отозвались художники на народные волнения

Стругацкие написали «Пикник на обочине», а Тарковский снял по нему легендарный фильм «Сталкер», еще до аварии на Чернобыльской АЭС. Ольга Свиблова, ныне директор Дома фотографии, начала снимать фильм о путче за несколько месяцев до того, как произошел судьбоносный переворот 1991 года. Так что же, люди искусства способны предвидеть ключевые для истории моменты? Как сегодня арт-сообщество чувствует политическую ситуацию? «МК» узнал, как художники откликаются на события, которые заставили даже самых аполитичных людей – от «офисного планктона» до ученых – выйти на улицы.

«МК» узнал, как отозвались художники на народные волнения
Павел Кузнецов политизировал Шишкина.

тестовый баннер под заглавное изображение

Рваные остатки плаката «Единой России» на стене. Рисунки, изображающие Владимира Путина — в рабочей каске, с разноцветными волосами и алыми губами. Указатель, где есть только два направления — право и лево. Избирательный бюллетень, где только одна строчка: «Свалить в Австралию», с красной галочкой рядом. Все это — работы современных художников, представленные на выставке «Все на ..ы!».

Экспозиция, название которой — не что иное, как перифраз известного лозунга «Все на выборы!», открылась в Зверевском центре накануне выборов в Госдуму. Многотысячные митинги, вызванные недовольством результатами этих выборов, будут позже. А оппозиционная выставка, открывшаяся 29 ноября на самой свободной и развязной арт-площадке столицы, пожалуй, стала первой попыткой покритиковать власть художественными методами.

— Я решил высказаться на тему засилья «Единой России» в общественном и политическом поле, — говорит «МК» организатор выставки Павел Кузнецов. — Моя позиция такова: под крылом «Единой России» некая структура узурпирует власть, нарушая все мыслимые и немыслимые законы и правила. Суть всей этой едросни (не побоюсь этого слова) очевидна. Она, правда, не была так очевидна еще за три недели до выборов...

И в Шишкине разглядели единоросса?

И в Шишкине разглядели единоросса?

Смотрите фотогалерею по теме

Первым и по сути единственным антипутинским манифестом стал политизированный вариант картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу». Того самого знаменитого полотна, на котором безобидные медвежата в солнечном лесу лазают по деревьям. Милую сцену Павел же превратил в собрание «ЕдРа», пририсовав к каждому медвежонку российский флаг и подпись «Единая Россия». Не менее мощным видеосимволом стал оживший медведь с эмблемы партии: он идет и как ни в чем не бывало затаптывает флаг РФ! «Это не я, а „Единая Россия“ втянула Шишкина в свою тотальную пропаганду», — комментирует Павел.

На самом деле Павел не одинок. В самом бескрайнем выставочном зале — во Всемирной Паутине — гуляет немало пародий на единоросский символ. Самая популярная картинка — крыса, нарисованная в стилистике эмблемы «ЕдРа». В Свердловской области появилась своя пародия: соболь с герба региона пристроился в недвусмысленной позе к единоросскому медведю сзади. Пародия, появившаяся на просторах местной блогосферы, скоро вышла на улицы города: стикеры с гербовым соболем, побеждающим медведя, украсили автомобили, здания и фонарные столбы. А на Урале местные автолюбители стали выражать свою гражданскую позицию с помощью другого стикера, изображающего медведя, вытаскивающего из России за границу мешок с деньгами.

После митинга 10 декабря оргкомитет Биеннале графического дизайна «Золотая пчела» объявил конкурс на лучший «Новый политический плакат», итоги которого подведут летом. Однако на страничке конкурса в социальной сети уже появилось немало вариантов. За авторством Александра Умярова, известного художника-карикатуриста, члена Международной федерации художников России, председателя секции карикатуристов России, значится плакат: на красном фоне профили Путина, Медведева и снова Путина. Другой плакат известного автора Евгения Добровинского, академика Академии графического дизайна, тоже немудрен: снова красный фон, а на нем текст: «Партия, иди на» и подпись «Я — Россия». Некоторые острые политплакаты датируются, кстати, совсем не 2011-м или 2012 годом — они были сделаны на несколько лет раньше.

Плакат Александра Умярова.

Мы уже было позабыли, что такое живой политический плакат. Привыкли видеть исторические советские плакаты на редких выставках. Но вместе с митингами получили новый виток этого емкого и гротескного жанра. Неужели мы наблюдаем всплеск политического искусства в России? Становимся свидетелями рождения нового соц-арта (протестного андеграундного искусства, отозвавшегося критикой загнивающей советской системы)?..

«Противостояние художников и власти — миф»

— Многие художники в России аполитичны, социально индифферентны, — говорит «МК» комиссар Московской биеннале современного искусства, директор Института проблем современного искусства Иосиф Бакштейн. — Дело в том, что у нас достаточно слабое гражданское общество, в том числе в художественной среде. Последние события в Москве показали, что начинается какой-то неоднозначный процесс, итогом которого может стать усиление институтов гражданского общества. Вообще, в России традиционно художники и писатели занимали активную политическую позицию: Толстой, Достоевский, Мандельштам, Солженицын... В советское время была альтернативная художественная сцена, которая особенно не третировалась, хотя говорили, что КГБ за ней присматривал. Тогда эстетическое диссидентство не было связано с диссидентством политическим. В 1990–2000-е годы это изменилось — искусство стало аполитичным.

— Сейчас, кроме арт-группы «Война», никто из художников не пытается третировать власть. За последнюю выходку «Войны» — поджог грузовика — им не предъявили никаких обвинений.

— Художник свободен, но аполитичен. И это о чем-то говорит. А именно о том, что художник опасается, размышляя о том, занять ли ему ту или иную позицию.

Художник Юрий Альберт, чья инсталляция из урн «Moscow Poll» (работа 2009 года) была признана «Проектом года» по версии негосударственной награды в области современного искусства премии Кандинского, не считает свою работу политическим арт-манифестом. И несмотря на то что Юрий сам выходил протестовать на митинги, его искусство аполитично, утверждает художник.

— Если б моей работе не дали премию Кандинского, кто-нибудь вспомнил бы о ней? Художники видят столько же, сколько и все остальные. Идеально, чтобы художник с властью никаких взаимоотношений не имел. Но в нашей стране принято покровительствовать искусству или угнетать его — и это недостаток. У художника должны быть отношения не с государством, а с обществом. А демократическим это общество назвать нельзя. Потому и искусство у нас такое... хреновое. Для примера: у моего знакомого художника, который живет в Берлине, в доме галерей больше, чем во всей Москве!

Художник Александр Шабуров, участник скандально известной группы «Синие носы», в своих работах не раз высмеивал политиков. Бывали и сатиры на Путина. «Народническое современное искусство», как говорят о своем арт-кредо сами «Синие носы», сделанное «на коленке» для «пионеров и пенсионеров», — демократичнее некуда. Противостояние искусства и власти, однако, Саша считает надуманным.

Проект «Синих носов».

— Недавно я оказался на дискуссии «Может ли художник контактировать с властью», где открыл для себя ошеломляющий факт. Все это — миф советских времен, к сегодняшней жизни отношения не имеющий. Театр и кино этим себя не мучают — они живут за счет государственного финансирования и по-другому не могут. Зато об этом продолжают рассуждать деятели изобразительного искусства, хотя нам никакая власть давно уже ничего не предлагает. Художники — «кустари-одиночки без мотора» — давным-давно отделены от государства, выставляются в частных галереях, работы их покупаются частными коллекционерами. Наш заказчик — не государство, не власть, а деньги и буржуазия. Точно так же — за рубежом: есть более удачливые «арт-звезды», которые делают дорогие поделки для богатых коллекционеров, и «арт-собес», которым разные фонды дают гранты на «социальные проекты», лишь бы они окончательно не превратились в наркоманов и террористов. Так что проблема не в том, что художники обслуживают «госзаказ» (никакое государство им давно уже ничего не заказывает), а в том, что они подстраиваются под вкусы своих новых заказчиков — как раньше говорили, буржуазии.

И хотя «Синие носы» не бедствуют, выставляются в крупных столичных галереях, за границей и в регионах РФ, лидер арт-команды уверен, что для художника главное — оставаться самим собой, а не подстраиваться под тех или этих.

В начале 2000-х, когда в России боялись очередной волны народного гнева, «Синие носы» сделали выставку «Реквизит для революций». В рекламных роликах и лайтбоксах Александр Шабуров и Вячеслав Мизин, переодетые в шапки-ушанки, тельняшки и телогрейки, нападали с вилами и лопатами на плакаты с изображениями гламурных див.

— Та выставка была про тогдашние страхи. О том, как народные массы поднимутся против олигархов, — говорит Шабуров, — и о первых опытах делать «революции под ключ». Сейчас «революционеры» другие — не «народ» с вилами, а «хомячки» с айпэдами. Впору раздавать не топоры и телогрейки, как мы делали на той выставке, а гаджеты и коктейли...

Искусство прямого действия

Если искусство в России такое неполитическое, почему же молодые художники все громче пытаются заявить о своих позициях? Как же «монстрации» — шествия с абсурдистскими лозунгами, начавшиеся в 2004 году в Новосибирске, — сегодня стали постоянным, ежегодным арт-явлением по всей России? Почему запрещали в 2004 году к показу в Париже серию «Радикальный абстракционизм» Авдея Тер-Оганяна, где забавные абстрактные квадратики и кружочки, нарисованные в духе Василия Кандинского, сопровождались подписями вроде «это произведение призывает к насильственному изменению конституционного строя РФ»?.. Оказывается, не все арт-деятели считают, что искусство в нашей стране оторвано от событий.

— Политическое искусство в России существует в большей степени, чем в развитых странах, — уверен галерист и общественный деятель Петр Войс. — В развитых странах современное искусство развивается в дискурсе проблематики общества потребления, со всеми его пороками и изъянами. В России продвинутая художественная часть основной проблемой считает несовершенство общественно-политического устройства общества и, соответственно, «окучивает» политические темы. Наиболее яркие представители этого направления — арт-группы «ПГ», «Война», «Синие носы», художник Алексей Каллима...

Если так, то почему в одном из прошлых посланий Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев особо отметил, что современное искусство нужно поддерживать? Как результат этого намерения мы видим развитие региональных арт-площадок — таких, как Пермь и Екатеринбург. Получается, одной рукой государство кормит искусство, а другой грозит пальчиком: мол, играйте, братцы, да не заигрывайтесь?

— Любая власть понимает силу воздействия искусства на массы и старается с художниками, по крайней мере, не ссориться, — уверен Войс. — Власть всегда, за редким исключением, старается приблизить художников к себе, сделать их своими союзниками. Надо думать, что именно по этой причине Медведев в кризисный момент заговорил о поддержке современного искусства. В связи с такой осознанностью, спущенной сверху, в последнее время стали «спускаться на тормозах» уголовные дела против художников из «Войны» и перестали возбуждать новые, как это случилось с поджогом милицейского автозака. Финансирование художественных институций является основным способом держать под контролем мир искусства, что успешно реализуется в Московских биеннале современного искусства под руководством Иосифа Бакштейна.

Еще один способ, по мнению галериста, приручить художников — вручать им различные премии, в чем преуспевает ГЦСИ и продолжает по традиции заниматься Российская академия художеств. Обе структуры финансируются государством. Присуждение и торжественное вручение государственных наград, как в случае с Ильей Кабаковым, — это тоже мероприятие подобного рода. Прямого действия.

Сам Войс тоже готовит политизированную выставку. Она будет называться «Давай» — русским словом, которое повсеместно известно в мире как призыв к действию. Как его проиллюстрируют художники, автор проекта, который будет воплощен в жизнь, видимо, накануне президентских выборов, еще не знает. Художники — в размышлении. Но, надо думать, получится любопытный срез общественного мнения.

«Художник — не агитка, а телескоп, направленный в будущее»

Итак, способен ли художник предчувствовать политические события или он только наблюдает и анализирует общественно-социальные явления? Возможно, ответ сокрыт в истории искусства.

Русский авангард вначале был поддержан советской властью. Определенное предчувствие революции было: эти процессы начались еще в начале века. Как раз в то время, когда формировались партии, начиналось бурление общества. Есть ли прямая связь между новым витком в искусстве и политической ситуацией — открытый вопрос.

В перестройку мы вошли с оформившемся андеграундным искусством, которое фактически было легализовано советской властью в 1974 году, когда, через две недели после подавления Бульдозерной выставки, в Измайлово состоялась подобная выставка неофициального искусства. Перестройка легализовала культуру, которая сформировалась намного раньше.

В новой России, в 1990–2000-е годы, молодые художники практически не появлялись на художественной арене. Новая поросль авторов начинается только с середины 2000-х годов.

— Художник — не агитка, а телескоп, направленный в будущее, — говорит «МК» директор Мультимедийного арт-музея Ольга Свиблова. — Сейчас рано говорить о какой-то новой сложившейся арт-тенденции, касающейся политики. Но я чувствую, что новая интерактивная форма искусства придет из Интернета.

В этом с Ольгой Свибловой сложно не согласиться. Что-что, а митинги на Болотной площади и на проспекте Сахарова, как и новые формы искусства, рождаются здесь, на бескрайних и пока еще бесконтрольных просторах Сети. Какие ценности будет продвигать интернет-арт — покажет время.

А пока мы можем надеяться, что к политике искусство будет относиться так, как это показал в своей работе молодой художник Михаил Максимов. Он сделал в Доме фотографии инсталляцию, где каждый зритель мог управлять столицей. На стены транслировались известные места Москвы, а рулевой, в роли которого мог попробовать себя каждый, должен был крепко держать руль. Стоило «капитану» расслабиться, отпустить штурвал, как все вокруг начинало дрожать, трещать и рушиться. Может, на технологическом языке молодой художник передал обществу главный месседж от искусства: каждый должен держать руку на пульсе, знать свои права и обязанности и не допускать давления на себя нечистоплотных чиновников или полицейских?

Возможно, такие проекты, полные осознания собственной ответственности за страну, и станут путем к реальному гражданскому обществу.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру