Ключевой показатель, по которому традиционно судят о состоянии экономики, — ВВП — в 2025 году пережил заметную метаморфозу. Если еще недавно подчеркивалось, что рост в России выше, чем в странах-недругах, то сегодня итоговая цифра балансирует около нуля, с минимальным плюсом. Говорили о «плановом охлаждении» — и вот экономика почти остановилась: стагнация выпуска, ослабление внутреннего спроса, выдохшийся ресурс бюджетного роста. Это управляемая пауза или риск соскальзывания в минус?
На этом фоне инфляция вроде бы замедлилась — с весенних 10% до официальных 6–6,5%, — но население продолжает ощущать рост цен на уровне 12–16%. Иллюзия ли это восприятия или отражение реальности, где тарифы, налоги и повседневные расходы бьют по кошельку сильнее статистики? Добавим сюда феноменально крепкий рубль, который весь год держался вопреки санкциям и замедлению экономики, и рост доходов, который «на бумаге» был, но большинством граждан так и не был прочувствован.
С какими итогами экономика выходит из 2025 года и что нас ждет в 2026-м: стагнация, техническая рецессия или новый, пусть и слабый, подъем? Есть ли у модели роста резервы или они исчерпаны? Почему рубль оказался крепче ожиданий и надолго ли эта устойчивость? Насколько реальна официальная инфляция и почему граждане чувствуют совсем другие цифры? Что будет с зарплатами и реальными доходами на фоне новых налогов, дорогих кредитов и замедления экономики?
Эти и другие ключевые вопросы обсудим с ведущими экономистами и экспертами в пресс-центре «МК».