Открыт новый тип взрывов звезд

Четыре необычных сверхновых обнаружили на небосклоне исследователи из США

Ученые причислили их к новому классу, так как найденные объекты отличаются от предшественниц сразу по нескольким параметрам. Роберт Кимби и его коллеги из Калифорнийского технологического института изучали снимки, полученные телескопом обсерватории Паломар.

Четыре необычных сверхновых обнаружили на небосклоне исследователи из США
modcos.com

Астрономы обратили внимание на объекты, яркость ультрафиолетового излучения которых превышала таковую у наиболее часто встречающихся сверхновых типа Iа в десять раз. Позже выяснилось, что новички также медленно набирали свою «силу» — до максимального свечения они доходили за месяц-два (обычно на это уходит примерно 17 дней), а ещё затухали примерно 50 дней — в три раза дольше нормы.

По всем этим показателям новые объекты не вписываются в существующие модели и классификацию, отмечают исследователи в статье, вышедшей в журнале Nature.

Дальнейшие исследования показали, что ещё две ранее обнаруженные сверхновые (SN 2005ap и SCP 06F6) также относятся к новому неопределённому классу. Учёные продолжат поиски похожих объектов и надеются найти объяснение происходящим процессам.

В пресс-релизе Калтеха упоминаются две возможные модели появления столь высокой яркости. Согласно первой, перед нами пульсирующие звёзды массой от 90 до 130 масс Солнца. В ходе пульсации они сбрасывают бедные водородом оболочки, которые, когда происходит дальнейший взрыв самой звезды, нагреваются и излучают свет.

Вторая модель предполагает, что после взрыва сверхновой на её месте остаётся магнетар, быстро вращающийся объект высокой плотности с сильным магнитным полем. Постепенное его замедление приводит к выбросу энергии, которая разогревает материал, сброшенный во время взрыва сверхновой.

Источник: Membrana