Колесо изобрели не на Востоке, как принято считать

С таким утверждением выступил российский археолог из Санкт-Петербурга

14.06.2011 в 12:05, просмотров: 4636

Большинство ученых, а за ними и школьные учебники настойчиво твердят нам, что колесо изобрели на Востоке. Однако это абсолютно не так, заявил МK.ru кандидат исторических наук из Института истории материальной культуры РАН Алексей Дмитриевич Резепкин. Колесо изобретено на Западе, а на Восток оно попало уже с территории современной России, уверен историк. Его утверждения основаны на целой коллекции весьма убедительных доказательств.

Колесо изобрели не на Востоке, как принято считать
Алексей Дмитриевич Резепкин восстанавливает дольмен.

Вы утверждаете, что колесо изобретено не в Мессопатамии в конце 4 тысячелетия, а в Европе, а в регион первых цивилизаций в истории человечества колесо прикатило через территорию нынешней России. На чем основаны Ваши утверждения?

- Есть неопровержимые доказательства того, что колесо изобрели в эпоху Неолита на Балканах. Существовала такая энеолитическая культура под названием Кукутени (село в Румынии). Факт имел место на втором этапе ее развития в последнюю четверть 5-го тысячелетия до н.э. Об этом румынский археолог сообщал еще в 1981 году в своих серьезных научных публикациях, где он сообщает о том, что ему на одном из поселений удалось найти глиняные модельки колес от игрушечных повозок. То есть на Западе колесо появилось на целую тысячу лет раньше, чем на Востоке! А вот уже оттуда это ноу-хау попало в Германию.

У немецкого города Зюшен еще в 19 века на мегалитической плите были найдены гравировки, где схематически были изображены волы, запряженные в повозку. Эти изображения также были созданы до появления колеса в Месопотамии - в середине 4-го тысячелетия.

Затем в двух мегалитических гробницах на Севере Германии были обнаружены каменные модельки колес, которые относятся к так называемой культуре «Воронковидных кубков». Хотя по началу немцы интерпретировали их как булавы. Однако они явно не булавы, так как их толщина целый сантиметр, а диаметр — 11 сантиметров. И — самое важное — очень хорошо выделена ступица (колеса) с обеих сторон. Я трактую их также в качестве моделек колес. Глиняные или каменные модели колес — это была имитация части повозки.

Четвертое подтверждение приходит к нам из Южной Польши с поселения Броночице, относящегося все к той же культуре «Воронковидных кубков». Там был найден сосуд, на котором было выгравировано схематическое изображение повозок с запряженными в них быками. Он датируется последней третью четвертого тысячелетия (то до всем известного раннего факта появления колеса; так называемый Урук-5 в самом конце 4-го тысячелетия — там найдено изображение повозки).

На основании всех перечисленных данных в начале 1990-х годов немецкий ученый А.Хойслер предположил, что все-таки колесо (в виде повозок) пришло не с Востока в Европу, а совсем наоборот. То есть из Европы повозки сначала пришли в южнорусские степи еще в середине 4-го тысячелетия, а уж затем с территории современной России они перекатили на Восток.

Наконец кубанский археолог А.Кондрашов раскопал в Краснодарском крае одно погребение. Но поскольку он специализируется на подводной археологии и не заметил своего открытия, я заметил и предложил ему совместную публикацию этого открытия. В 1988 году мы с ним опубликовали материал с единственной на сегодняшний день двухколесной повозкой из погребения, которое относится к так называемому раннему этапу развития «новосвободненской культуре» (по названию станицы Новосвободная в Адыгее) — к середине 4-го тысячелетия.

Далее при раскопках «майкопско-новосвободненских» поселений того же времени я также находил глиняные модельки колес. По мои предположениям, они и пошли на Юг к великим цивилизациям Востока именно через территорию нынешней России (через Кавказ на Передний Восток).

То есть в соответствии с перечисленными доказательствами временной приоритет в изобретении колеса за Европой, а не за нынешним Ближним Востоком, убежден Алексей Резепкин.