Таяние полярных льдов: хорошо для бизнеса, плохо для жизни на земле

Ученые предупреждают о драматических последствиях потепления в Арктике

Американский ежемесячник The Atlantic обращает внимание своих читателей на новое природное явление – озеро посреди Северного Ледовитого океана. Или, если быть более точным – прямо на Северном полюсе.

Ученые предупреждают о драматических последствиях потепления в Арктике

Это озеро образовалось в результате таяния морского льда. Неглубокое, но большое по площади, оно образуется в теплые месяцы года, которые с каждым годом становятся все теплее – на 1–3 градуса Цельсия выше нормы. Ученые, которые работают в Экологической лаборатории Северного полюса (она действует с 2000 года), предвидят дальнейшее увеличение полярного озера за счет уменьшения ледового покрова – он становится все тоньше.

И если научное сообщество бьет тревогу по поводу грядущих катастрофических последствий глобального потепления, то российские газовики, как пишет газета The New York Times, имеют все основания радоваться: «С продуваемых ветрами берегов Северного Ледовитого океана, где компании «Новатэк» принадлежат гигантские залежи природного газа, пролегает путь в Китай длиной в тысячи километров. Эта дорога идет через свободное от льда водное пространство, и компания намеревается доставлять по ней свой газ в Китай».

Далее газета рассказывает, что «Новатэк» в сотрудничестве с французским энергогигантом Total и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией «строит предприятие по производству сжиженного природного газа (СПГ) стоимостью $20 млрд. в центральной части арктического побережья России» и что это – «один из первых крупных энергетических проектов, в котором используются преимущества таяния Арктики в результате глобального потепления». (Речь идет о «Ямал СПГ» – масштабном проекте по производству сжиженного природного газа на Ямале, который ОАО «Новатэк» реализует с зарубежными партнерами на базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения. – И.Б.).

Для компаний, ведущих добычу ископаемых углеводородов и других природных ресурсов на Севере, потепление «открывает перспективы получения прибыли», указывает The New York Times. Американская Exxon Mobil и «Роснефть» совместно разрабатывают месторождения в Карском море – запланировано бурение 14 скважин. Компания «Норильский никель» благодаря потеплению может транспортировать цветные металлы по Севморпути, не арендуя ледоколов, – это дает очень большую экономию. Компания Red Dog на Аляске получила возможность отправлять добываемый ею цинк и свинец через Берингов пролив, где пакового льда стало гораздо меньше, чем в предыдущие десятилетия. Норвежцы возродили добычу железной руды на заброшенном руднике в Заполярье, потому что теперь можно ее отправлять по морю туда, где есть ненасытный спрос почти на всё, – в Китай. В общем, с экономической точки зрения вызванное глобальным потеплением таяние полярных льдов – благо. Но с экологической – крайне опасное явление.

Тает не только морской лед. Тает вечная мерзлота – на суше и под океанским дном. А это означает высвобождение чудовищных количеств газа метана. По своему парниковому эффекту (способности задерживать тепло в атмосфере), метан, согласно оценкам американского Агентства по охране окружающей среды, в 20 раз превышает парниковый эффект углекислого газа (CO2 является наиболее распространенным парниковым газом). Очень опасно и безумно дорого – у человечества может не оказаться средств для отражения этой угрозы.

Авторитетный научный журнал Nature опубликовал результаты нового исследования, авторы которого попытались подсчитать материальные последствия таяния льда лишь в одном регионе Арктики – в Восточно-Сибирском море. «Цена вопроса» – $60 трлн. Если кому-то трудно представить себе масштаб этой триллионной цифры, ее можно сопоставить с объемом всей мировой экономики (глобальным ВВП): в 2012 году весь мир производил товаров и услуг на сумму $70 трлн. Или, как подсчитал журнал The Atlantic, можно разложить $60 трлн. на «мелкие» траты – по миллиону долларов в минуту: хватит на целое столетие, после чего останется еще $7,5 трлн., что примерно соответствует объему экономики Китая – второй в мире после США. Такая вот финансовая математика полярной экологии.

Метан, поясняет The Atlantic, является естественным продуктом разложения органических материалов. Когда в полярных районах начнет таять вечномерзлая земля, будут разлагаться ранее законсервированные в ней растения – пойдет выделение метана. Метан, который удерживала в почве вечная мезлота, также пойдет наружу. Есть еще и метановый гидрат – плавающие в океане ледяные кубики, которые содержат пузырьки метана. Потепление заставит их растаять, и метан пойдет в атмосферу. Ну, и в довершение метановых бед свою порцию метана выдадут те самые газодобывающие компании, которым идет на благо потепление в Арктике: метан является побочным продуктом газодобычи.

Дальше, как указывает журнал Nature, начинается порочный замкнутый круг: растущий выброс метана будет увеличивать температуру земной биосферы, а это, в свою очередь, будет ускорять высвобождение метана. Таяние льда и снега добавляет в этот процесс свой увеличивающий коэффициент: чем меньше белого покрова – тем меньше отражения солнечного света. Темная поверхность его не отражает, а поглощает.

Каждый градус атмосферного потепления, говорят ученые, – это подъем уровня Мирового океана на 2,3 метра. К чему ведет этот процесс, хорошо знают жители прибрежных районов – к примеру, Нью-Йорка и окрестностей, которые до сих пор приходят в себя после прошлогоднего урагана Сэнди.

...«Прости, Санта-Клаус: тебе, возможно, придется переехать», – пишет The Atlantic. Мифический персонаж может переехать куда угодно. А вот реально живущие в Арктике белые медведи, похоже, скоро переедут в реестр исчезнувших биологических видов. Не отправиться бы биологическому виду «человек разумный» вслед за ними. Разумный?!

Илья Бараникас, собкор «МК», Нью-Йорк

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру