Британские ученые впервые распечатали клетки сетчатки глаза на принтере

Новые клетки сетчатки можно будет в дальнейшем использовать для лечения слепоты

Исследователям Кембриджского университета удалось напечатать новые клетки сетчатки глаза, которые можно использовать для лечения слепоты. Пока специалисты использовали животные клетки.

Новые клетки сетчатки можно будет в дальнейшем использовать для лечения слепоты
Фотография сетчатки глаза человека.

Британские биотехнологи разработали особую технологию и специальный "принтер", способный печатать микроскопические листы из клеток, извлеченных из сетчатки глаза крысы или человека, что потенциально открывает дорогу для замены поврежденных частей глаза при помощи таких "распечаток", говорится в статье, опубликованной в журнале Biofabrication.

"Сетчатка — тонко организованная структура, расположение клеток в которой по отношению друг к другу является критически важным для нормального "считывания" изображения. В нашей работе мы показали, что взрослые клетки глаза можно использовать для "печати" сетчатки при помощи струйного принтера. Мы надеемся создать на его основе технологию, которая поможет чинить сетчатку в будущем", — заявил Кит Мартин из Кэмбриджского университета (Великобритания), его слова приводит rbc.ru.

Мартин и его коллеги достаточно долгое время работают над созданием технологий, позволяющих "печатать" различные ткани живого организма из культур стволовых или взрослых клеток, сообщает rian.ru. По их словам, печать сетчатки является самой сложной задачей в этом деле, так как она обладает особой трехмерной структурой, не позволяющей печатать ее по слоям.

Полученные результаты пока предварительные и показывают, что струйный принтер можно использовать для печати двух типов клеток, извлеченных из сетчатки глаза взрослых крыс, - глиальных и ганглиозных. Эти клетки, передающие информацию от глаза к определенным участкам мозга, обеспечивают поддержку и защиту нейронов. Напечатанные клетки оставались здоровыми и сохраняли свою способность к выживанию и росту в культуре.

"Потеря нервных клеток в сетчатке - особенность многих заболеваний, приводящих к слепоте. Сетчатка - сложно организованная структура, расположение клеток в которой по отношению друг к другу является критически важным для зрительной функции. Наше исследование впервые показало, что клетки глаз можно напечатать с помощью пьезоэлектрического струйного принтера. Хотя наши результаты пока предварительные, и впереди нас ожидает еще много работы, наша цель заключается в доработке этой технологии для регенерации сетчатки", - комментируют авторы исследования Кит Мартин и Барбара Лорбер из John van Geest Centre for Brain Repair при университете.

В ближайших планах ученых - попытка напечатать другие типы клеток сетчатки, в том числе и светочувствительные фоторецепторы - колбочки и палочки.