Ученые объяснили, почему Луна имеет форму лимона

Учёные много лет искали доказательства в пользу этой теории, однако подтвердить её удалось относительно недавно

Когда кажется, что Луна на самом деле не совсем круглая - это значит, что вам не кажется, а так все есть на самом деле. Наш спутник действительно имеет форму "лимона", и ученые долгое время не могли найти этому объяснение. Расчеты показывают, что она сделалась похожей на лимон из-за действия приливных волн на первых этапах своей эволюции. К такому мнению пришли американские планетологи.

Виной всему волны, которые бушевали на Луне из-за земной гравитации более 4 миллиардов лет назад. В то время Луна еще недостаточно остыла и поддавалась изменениям формы.

Ученые продемонстрировали, что создание такой формы объясняют приливы, которые происходили на Луне на ранних стадиях существования.

"Можно представить вращающийся шар, наполненный водой, который выравнивается на полюсах и вздувается на экваторе", - говорит Ян Гарик-Бетель, ведущий автор исследования, доцент кафедры Земли и планетарных наук Калифорнийского университета.

"В дополнение к этому появляются приливы из-за гравитационного притяжения Земли, которые создают форму, похожую на лимон, с длинной осью, которая указывает на Землю".

Исследования показали, что различия в толщине коры спутника, вызванные движением его верхнего слоя, могут объяснить большую часть топографии Луны, передает americaru.com. Все остальные явления на ее поверхности можно объяснить благодаря теории замороженных приливно-вращательных выпуклостей.

Луна окончательно остыла и затвердела 4 миллиарда лет назад, и холод заморозил следы волн на ее поверхности, считают исследователи.

Мария Зубер из Массачусетского технологического института и её коллеги создали компьютерную модели Луны. Они виртуально заполнили крупнейшие бассейны и ударные кратеры, чтобы посмотреть, как выглядело небесное тело сразу после его отделения от Земли.

Результаты эксперимента показали, что две выпуклости, напоминающие головки лимона, образовались в первые 200 миллионов лет существования спутника, сообщает vesti.ru. Тогда гравитация Земли воздействовала на лунную магму, в результате чего наиболее толстая корка образовывалась в самой ближней к Земле точке и самой дальней от неё. Об этих выводах Зубер и её команда сообщили в статье, опубликованной в журнале Nature.

Впрочем, по словам планетологов, их модель не объясняет того факта, что сейчас ось, проходящая через пару бугорков «лимона», смотрит не прямо на Землю, а отклонена на 36 градусов, отмечает infox.ru. Напомним, недавно специалисты выявили в лунном грунте следы планеты Тейя, врезавшейся в Землю.