Научкор «МК» стал инициатором первого в России исследования генома древнего человека

Древние жители Кавказа пришли из Европы

Один из самых ярких археологических памятников России — курганный могильник «Клады», расположенный в предгорьях Северо-Западного Кавказа, хранил тайну происхождения индоевропейцев. В этом месте, по словам ученых, "некогда сошлись Восток с Западом" — ресурсы с технологиями. Впервые в России по новейшей методике была исследована полная последовательность митохондриального генома (мтДНК) древнего человека, жившего и умершего в этих непередаваемо красивых местах. В изыскании участвовали ИИМК РАН (Санкт-Петербург), НИЦ «Курчатовский институт» и центр «Биоинженерия» РАН (оба - Москва). Отчет об исследовании обнародован журналом "Acta Naturae".

Древние жители Кавказа пришли из Европы
Древние жители Кавказа из раскопок археолога В.Р.Эрлиха (Государственный музей искусства народов Востока, Москва).

В историю этого беспрецедентного научного исследования журналист «МК», что называется, влип далеко не случайно — идею провести совместное изыскание питерскому археологу Алексею Резепкину и московскому генетику Артему Недолужко подал автор этих строк - постоянный участник раскопок под станицей Новосвободная. Научкор "МК" познакомил двух ученых именно с целью совместного исследовательского проекта. И, конечно не сразу, стало понятно, что данное усилие вдруг обернется «первым в истории российской генетики» анализом генома древнего человека - представителя уникальной новосвободненской археологической культуры

Древняя мтДНК была выделена из человеческих зубов, выкопанных во время археологических раскопок курганного могильника урочища «Клады» вблизи станицы Новосвободная (Адыгея) экспедицией Института истории материальной культуры РАН. Возраст останков специалисты датировали второй третью 4 тысячелетия до н.э. При анализе археологических образцов генетики столкнулись с трудностями, поскольку ДНК, выделяемая из них, была хорошенько «побита» временем.

Станица Новосвободная прежде всего известна одним из самых интересных археологических памятников в Россия — «Кладами». Там найдены самый древний на сегодняшний день меч в мире, самая древняя архитектурная колонна на всем европейском пространстве, древнейший музыкальный инструмент и, предположительно, самая древняя в среде мегалитических культур Европы настенная сюжетная цветная роспись.

Самый древний меч в мире. "Тут, где ни копни - всюду единственные в мире находки", утверждает археолог А.Д.Резепкин. Фрагмент страницы книги "Новосвободненская культура (на основе материалов могильника "Клады")" А.Д.Резепкин. Изд-во "Нестор-История". СПб, 2012. Публикуется с разрешения автора и грантообладателя.

Все эти сенсационные находки связаны именно с носителями «загадочной» новосвободненской культуры. Заслуга выделения этой культуры в качестве оригинальной принадлежит Алексею Дмитриевичу Резепкину, который более 35 лет своей жизни посвятил ее изучению.

Научкор «МК» стал инициатором первого в истории России полного исследования генома древнего индоевропейца, жившего на территории нашей страны 5,5 тысяч лет назад.

Задачей исследования было определить, откуда пришли представители новосвободненской культуры, так называемые индоевропейцы. Задолго до этого археолог Резепкин выдвинул смелую гипотезу об их центральноевропейском происхождении, опираясь лишь на анализ археологического материала, чего, конечно, было явно недостаточно.

Однако, после того как за дело взялись генетики Курчатовского института, появились дополнительные доказательства того, что знавшие еще до Месопотамии колесо новосвободненцы пришли с наибольшей вероятностью с территории Средней Европы, а не с Востока.

"Значение полученных данных важно тем, - пояснил «МК» Алексей Резепкин (Alexey D. Rezepkin), - что впервые, более чем за двухсотлетнюю историю изучения проблемы происхождения индоевропейцев, помимо уже традиционных источников, откуда черпались аргументы (археология, лингвистика и этнография), прибавился такой естественнонаучный, как генетика. Так же важно, что те данные, которые были получены археологически (гипотеза о европейском происхождении мегалитов Кавказа), теперь также получили поддержку и по данным генетики".

Однонуклеотидные полиморфизмы, обнаруженные в митохондриальном геноме (передается по линии матери. – «МК».) "новосвободненца", позволили отнести исследуемый образец к митохондриальной гаплогруппе V.

Справка «МК»: Гаплогруппа V, предположительно, возникла около 12 тыс. лет назад. Особенно высока ее концентрация в Нидерландах и Северной Скандинавии, а также среди басков.

Анализ полной нуклеотидной последовательности митохондриальной ДНК (мтДНК) из костных останков в сочетании с данными археологии позволяют рассматривать раскопанные под станицей Новосвободная артефакты как историческое явление, тесно связанное с археологической культурой воронковидных кубков, найденной в центральной Европе. По словам Резепкина, эта культура (3800–3000 гг. до н.э.) развивалась на севере Центральной Европы, охватывая Германия, Данию, юг Швеции, часть Чехии и Польша.

"Клады". Мегалит. Фото: Е.Меляшинская.

"Клады". Мегалит (курган "Серебряный").
"Клады". Мегалит.

«Результаты нашей работы, полученные с использованием современных методов геномного анализа, согласуются с гипотезой о происхождении новосвободненской культуры, предложенной Резепкиным», — подтвердил «МК» генетик из Курчатовского института Артем Недолужко (Artyom V. Nedoluzhko).

По его словам, на сегодняшний день достоверно можно сказать, что как минимум один представитель исследуемой культуры обладал митохондриальным гаплотипом, широко распространенным среди современного населения Европы.

Хотя, разумеется, для окончательных выводов необходимо обработать большее количество захоронений новосвободненцев, расцветивших древний Кавказ своей на удивление прогрессивной культурой.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26680 от 22 ноября 2014