Чудовище с юга Пангеи процветало на костях массового вымирания

Почему западная наука поверхностна и идет по ошибочному пути?

Команда палеонтологов, возглавляемая доктором Стерлингом Несбитом из Политехнического университета Виргинии (США), описала новый род и вид архозавров, живших в Южной Танзании в начале среднего Триаса ок. 247 миллионов лет назад. Находку для "MKRU-Наука" прокомментировал эксперт по триасу, старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН (Москва).

Почему западная наука поверхностна и идет по ошибочному пути?
Скелет Nundasuchus songeaensis. Шкала – 50 см. Иллюстрация: Sterling Nesbitt / Sci-News.com / Journal of Vertebrate Paleontology.

Новый архозавр, награжденный учеными именем Nundasuchus songeaensis, согласно реконструкции, являлся хищной рептилией длиной 2,7 метра, обладавшей зубами, напоминавшими острые столовые ножи и защищенной костяными пластинами со спины.

Само латинское название животного N. songeaensis — своего рода лингвистический фьюжн языка суахили с греческим. "Основная роль в палеоприроде Nundasuchus - хищный крокодил («(N)unda» означает хищник на суахили, а «suchus» отсылает к слову «крокодил» в греческом языке)", объясняет д-р Несбит; он — главный автор статьи, опубликованной в «Журнале палеонтологии позвоночных» (Journal of Vertebrate Paleontology).

"Частица Songeaensis происходит от города Songea — рядом с тем местом, где мы нашли кости", сказал он.

N. songeaensis не был динозавром, зато его можно причислить к одной из крупных рептилий, живших до «завоевания» этого мира большими и малыми динозаврами.

Он был тяжеловесным с чешуйчатой кожей снизу, как у «классических» динозавров, но с костяными пластинками на спине, как у современных крокодилов.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ

"N. songeaensis представляет собой одного из наиболее «полных» ранних архозавров среднего Триаса из южной Пангеи и является частью неизвестной ранее и разнообразной совокупности архозавроформов (пресмыкающихся в составе подкласса диапсид, произошедших от архозаврообразных предков в позднем пермском периоде ок. 250 млн лет назад)".

“Возраст рептилии и комбинация характерных признаков указывают на то, что она способна пролить свет на множество любопытных моментов из эволюции архозавра”.

"Этот архозавр представляет собой новую комбинацию характерных признаков, которые не встречаются вместе у ранее известных архозавроформов и не могли быть предсказаны в рамках нашего нынешнего видения систематики архозавров".

Частичный скелет рептилии был найден на юго-западе Танзании в 2007 году.

"Удалось найти много костей скелета этого животного, большинство же из черепных костей воссоздать не получилось, несмотря на три поездки к месту находки и свыше 1000 часов, затраченных на складывание костей воедино, а также их скрупулезную очистку", сообщил д-р Несбит.

“Существует весьма огромный разрыв в нашем знании о жизни общего предка птиц и крокодилов, поскольку в палеонтологической летописи все еще не достает данных об этой ветви генеалогического древа рептилий", отметил иностранный специалист.

“Новая находка помогает нам заполнить некоторые пробелы в рептилийном генеалогическом древе, однако мы продолжаем наши попытки восполнения недостающих звеньев”.

Как разъяснил "MKRU-Наука" эксперт по триасу, старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН Андрей Сенников, "в Танзании к сегодняшнему дню уже нашли весьма разнообразную фауну рептилий и что удивительно там очень много ранних архозаров. Порядка 10 представителей, что в общем-то необычно для одной фауны. Данный ящер представлен довольно фрагментарными костями, из-за чего реконструировать его вид и образ жизни достаточно сложно. Но это показывает, насколько разнообразной уже была фауна наземных позвоночных в начале среднего Триаса.

А ведь прошло совсем немного времени после массового вымирания пермо-триассового кризиса. И уже в начале раннего триаса мы наблюдаем взрыв разнообразия рептилий и первых представителей основных господствовавших в мезозое групп. В том числе, предков крокодилов и предков динозавров. В этом случае любопытно как восстанавливалась жизнь на Земле после тяжелейшего биокризиса. Эта рептилия показывает то, какой была фауна в период первого посткризисного расцвета — в среднем Триасе.

В России, конечно, родственники найденной рептилии жили по всей территории европейской России. И что интересно, если в Африке — это начало среднего Триаса, то у нас — правда, если судить по фрагментарным находкам, - такие ящеры известны из середины раннего Триаса. Кстати, на территории России — чем можно гордится! - находится самая полная последовательность пермо-триассовых отложений. У нас порядка 20 этапов развития фауны. В нашей стране ученые фиксируют мелкие этапы с непрерывной последовательностью, чего не могут себе позволит ученые США, Китая и других стран мира. В Китае, например, находят целые скелеты, что у нас встречается реже.

Но для науки важнее не целый скелет, а возможность увидеть эволюцию видов. Благодаря этому мы можем восстановить историю жизни на планете, историю растительного мира на протяжении перми и триаса. Целый скелет решает лишь отдельную проблему, не позволяя разгадать комплексные загадки жизни древнего периода Земли. Я считаю, что останки древних пермо-триасовых ящеров на территории России, особенно Приуралья, являются самой уникальной в мире коллекцией этого возраста.

Важно здесь сказать, что благодаря таким богатым материалам по животному и растительному миру перми и триаса российские ученые склонны оспаривать упрощенный, на мой взгляд, модный западный взгляд на астероидные или иные причины одновременного вымирания динозавров на Земле. Их механистический и катастрофический подход (упал метеорит, ожил вулкан и пр.), на преобладающий среди отечественных ученых взгляд, не выдерживает критики. Почему? Да потому что есть внутренние, биоценотические причины. Как развивается древнее сообщество, как нарушается его баланс.

Важно видеть взаимодействие всех животных и растений. Именно от этого зависело вымирание. Нарушился баланс, устойчивость и пошла цепная реакция обрушения. И динозавры вымирали постепенно. И многие группы медленно вымирали до массовых кризисов. А вот уже окончательное исчезновение могло быть обусловлено некой внешней причиной — скажем, похолодало или потеплело, стал извергаться вулкан или же еще что-то. Но это было лишь толчком, поводом. Не причиной, а причины внутренние — биологические. Экосистемные. А расбалансированные экосистемы могло «добить» совершенно незначительное внешнее воздействие".

Источник новости: Sterling J. Nesbitt et al. 2014. A new archosaur from the Manda beds (Anisian, Middle Triassic) of southern Tanzania and its implications for character state optimizations at Archosauria and Pseudosuchia. Journal of Vertebrate Paleontology, vol. 34, no. 6; doi: 10.1080/02724634.2014.859622.