Искусственное освещение оказалось крайне вредно для здоровья

Негативный эффект проявляются, если находиться под его воздействием такого освещения долго

Группа исследователей, представляющих Лейденский университет в Нидерландах, выячнила, что слишком долговременное непрерывное воздействие искусственного света чревато негативными последствиями для здоровья, в том числе работы имунной системы, здоровья мышц и костей, а также, естественно, для циркадных ритмов. Однако специалисты сообщили и хорошую новость — судя по всему, эти изменения не становятся необратимыми, если дать время организму восстановиться в условиях чередования дня и ночи.

Учёные на 24 недели поместили лабораторных мышей в помещение, непрерывно освещавшееся не усиливающимся и не ослабевающим искусственным светом. В остальном условия жизни грызунов на протяжении без малого полугода были вполне приемлемыми. Однако сравнив состояние здоровья мышей до начала эксперимента и после момента, когда настало время выпустить их из освещённой комнаты, учёные обнаружили, что их состояние ухудшилось во многих аспектах.

Наиболее очевидным результатом стало нарушение циркадных ритмов, позволяющих организму работать «с учётом» смены дня и ночи — в условиях постоянного освещения у подобной системы попросту не было достаточных ориентиров. Это, в свою очередь, довольно негативно сказалось на работе мозга грызунов.

Столкнулись лабораторные животные и с другими проблемами. В частности, учёные обратили внимание на то, что их мышцы значительно ослабли, а кости стали изнашиваться — подобное наблюдается при старении организма, однако мыши ещё не достигли такого возраста, в котором для их вида это было бы относительно естественно. Также у животных наблюдались воспалительные процессы, которые в обычной ситуации иммунная система «запускала» бы только при наличии в организме болезнетворных микроорганизмов.

После окончания «основной» части эксперимента мыши мышей поместили в «обычные» условия, подразумевающие естественное освещение, а также смену дня и ночи. Как оказалось, всего за две недели здоровье грызунов пришло в норму. Однако, по мнению специалистов, это не означает, что негативное воздействие слишком долгосрочного искусственного освещения следует недооценивать.

Подводя итоги своей работы, результаты которой представлены в журнал Current Biology, специалисты рекомендуют людям «почаще выключать свет».