Астрономы обнаружили ярчайшую «блуждающую» черную дыру

По всей вероятности, она была центром галактики, но пустилась «в бега»

Группа исследователей под руководством французского астрофизика Оливье Годе из университета Тулузы обнаружила в созвездии Волопаса потенциальную черную дыру, свободно «блуждающую» по космосу. Благодаря расстоянию она не представляет угрозы для Земли, но, тем не менее, является более чем любопытным объектом для изучения.

По всей вероятности, она была центром галактики, но пустилась «в бега»

Небесное тело, на существование которого указывают данные с телескопов «Чандра» и XMM-Newton, находится на довольно солидном даже по космическим меркам расстоянии от нас — 4,5 миллиарда световых лет, — а масса его, согласно расчётам специалистов, примерно в сто тысяч раз превышает массу Солнца, находясь по этому показателю на «стыке» между массивными и сверхмассивными чёрными дырами.

Как предполагается, в прошлом объект, получивший название XJ1417+52 когда-то представляла собой центр небольшой галактики. Однако в результате некоего катаклизма чёрная дыра «отправилась в странствие», и сейчас кружит неподалёку от галактики GJ1417+52, при изучении которых специалисты и совершили неожиданное открытие.

XJ1417+52 является не первым претендентом на признание «блуждающей» чёрной дырой, более того, это не самый близкий и не самый крупный из них. Однако в момент, когда её увидели учёные, потенциальная чёрная дыра в десять раз интенсивнее излучала рентгеновское излучение, чем любой ранее известный кандидат на объект такого типа. Как предполагается, астрономам посчастливилось наблюдать момент, когда чёрная дыра поглощала одну из находящихся неподалёку от неё звёзд, что и вызвало всплеск яркости.

Специалисты не исключают, что «блуждающие» чёрные дыры, пусть и меньшего размера, могут находиться и в сравнительной близости от нашей галактики. Однако до сих пор даже сам факт существования таких объектов во Вселенной считается доказанным лишь теоретически — подобные им небесные тела пока что находятся в статусе «кандидатов».

Научную работу учёных приняло к публикации издание The Astrophysical Journal.