Обнаружена планета с рубиновыми облаками и сапфировыми дождями

Ранее специалистам не удавалось изучить погоду на далеких экзопланетах

На расстоянии около тысячи световых лет от Земли астрофизики обнаружили огромную планету, облака на которой, по всей вероятности, содержат корундум — минерал, разновидностями которого являются рубины и сапфиры. Специалисты утверждают, что это первый газовый гигант за пределами Солнечной системы, «погоду» на котором удалось изучить.

Ранее специалистам не удавалось изучить погоду на далеких экзопланетах

Группа учёных под руководством Дэвид Армстронг из Университета Уорика в Великобритании обратила внимание на экзопланету HAT-P-7 b, также известную как Kepler-2b. Это газовый гигант, открытый с помощью космического телескопа «Кеплер». Он примерно в 16 раз превосходит по размерам Землю, и вращается очень близко от своей звезды, причём температура его поверхности на обращённой к светилу стороне достигает 2 500 градусов, а на противоположной — 1 300 градусов по шкале Цельсия.

На сегодняшний день специалистам немало известно о весьма экзотических с точки зрения жителей Земли «погодных условиях» на других планетах Солнечной системы — речь идёт, в том числе, наблюдаемая уже более 350 лет атмосферное образование на Юпитере под названием Большое красное пятно, песчаные бури на Марсе и гексагональный шторм над северным полюсом Сатурна. В то же время, изучить погоду на значительно более далёких от нас экзопланетах намного сложней.

Тем не менее, проанализировав данные, собранные телескопом «Кеплер», учёные сумели описать некоторые процессы, происходящие на далёком газовом гиганте. Исследование показало, что облака из корундума, оказывающиеся на «тёмной» стороне планеты, проливают рубиновые и сапфировые дожди, а затем эти «капли» переносятся бушующими на планете штормами на более раскалённую её часть, где вновь испаряются.

Новое исследование опубликовано в журнале Nature Astronomy. Специалисты надеются, что в будущем аналогичным образом им удастся изучить атмосферные явления и на некоторых других далёких экзопланет.