Астрономы обнаружили сверхмассивную черную дыру в «невидимой» галактике

Как оказалось, в этой галактике, существует по меньшей мере, два таких объекта

Группа исследователей, работающих с радиотелескопом под названием VLA, обнаружила вторую сверхмассивную черную дыру в галактике Лебедь А, представляющей собой первую радиогалактику в истории астрономии. С конца прошлого века предполагалось, что в этой галактике присутствует лишь один подобный объект.

Как оказалось, в этой галактике, существует по меньшей мере, два таких объекта

Галактика Лебедь А является самым мощным внегалактическим источником радиоизлучения в созвездии Лебедя. Именно это позволило данную галактику обнаружить — она расположена на расстоянии около 600 миллионов световых лет от Земли и с такой дистанции в оптическом диапазоне не видна, но её радиоизлучение зафиксировать удалось уже давно. Именно Лебедь А стал первым космическим объектом, заставившим, наряду с «обычными» галактиками выделить радиогалактики как отдельный тип.

Ранее уже было известно, что основным источником радиоизлучения, позволяющего обнаружить галактики на огромном расстоянии являются сверхмощные квазары — яркие объекты, в которых находится сверхмассивная чёрная дыра. Однако до сих пор специалисты догадывались лишь об одной такой чёрной дыре в центре Лебедя А.

Изучая данные, полученные телескопом VLA после его обновления в 2012 году, специалисты обнаружили объект, на более старых снимках отсутствовавший. Специалисты обнаружили две пары «хвостов», теоретически представляющих собой пучки сверхгорячей материи, движущейся на околосветовых скоростях и являющиеся результатом «деятельности» чёрных дыр. По словам экспертов, это позволяет предположить, что и сверхмассивных чёрных дыр в галактике Лебедь А находится две, причём вторая расположена в полутора тысячах световых лет от той, которая была обнаружена в семидесятых годах прошлого века.

Исследователи рассчитывают, что полученные ими данные позволят, в том числе, ответить на некоторые вопросы, касающиеся природы квазаров. Научная работа, посвящённая открытию, опубликована в издании Astrophysical Journal.