Тайну летящего быстрее света объекта раскрыли американские учёные

На самом деле законов физики он не нарушает

Астрономы из американского Национального научного фонда зафиксировали струю частиц, которая, с точки зрения наблюдателя с Земли, перемещается в четыре раза быстрее скорости света. В действительности скорость объекта ниже, и, как следствие, законам физики не противоречит, но всё же является более чем захватывающей.

На самом деле законов физики он не нарушает
Фото: NASA/Dana Berry

По мнению учёных, струя была выпущена при слиянии двух нейтронных звёзд на расстоянии около 130 миллионов световых лет от Земли. Это событие было обнаружено учёными около года назад и получило название GW170817. Струю специалисты впервые увидели через 75 дней после слияния звёзд, а затем ещё раз 230 дней спустя. Кажется, что она летит в четыре раза быстрее скорости света, но, будь это действительно так, это бы противоречило специальной теории относительности, нарушая принцип причинности.

Как объясняют специалисты, опубликовавшие свою научную работу в журнале Nature, в действительности «сверхсветовая» скорость обнаруженного объекта является оптической иллюзией. Она вызвана тем, что струя частиц является очень узкой и всего на 20 градусов отклоняется от линии, соединяющей точку слияния нейтронных звёзд и Землю. Впрочем, реальная скорость объекта очень высока — она составляет около 97 процентов от скорости света, то есть приближается к трёхстам тысячам километров в секунду.

Собственно говоря, любые видимые объекты, движение которых не связано с переносом информации в научном понимании этого термина, могут двигаться со сколь угодно большой скоростью — в частности, до сверхсветовых скоростей теоретически вполне могут разогнаться тень, солнечный зайчик или точка пересечения лезвий ножниц. Всё это, естественно, также не противоречит специальной теории относительности — например, в случае с солнечным зайчиком реально движется не он, а фотоны, достигающие некой поверхности. Поскольку фотоны из начальной точки движения зайчика никак не влияют на фотоны из конечной точки его движения, перемещение таких объектов никак не связано с принципом причинности.

Читайте материал «Солнце выбросило шар огня, способный поглотить Землю: NASA опубликовало видео»